Если взять стоимость аналогичного товара в Украине и в ЕС, то в 90% случаев в Украине она будет ниже, — владелец Фокстрот

8 февраля 2018, 14:30

Валерий Маковецкий, совладелец и топ-менеджер группы компаний Фокстрот, сравнивает цены на гаджеты в Украине и в мире, называет тренды в бытовой технике и прогнозирует, чем закончит рынок электроники этот год

Два пункта охраны и металлоискатель — не полный список препятствий на пути к офису Валерия Маковецкого, совладельца компании Фокстрот, одного из крупнейших ретейлеров бытовой техники и электроники в Украине. Хотя его кабинет оформлен скромно и мало чем выделается на общем офисном фоне. Похоже, что дизайн интерьера не особо заботит Маковецкого.

Видео дня

Он консервативен. Едва ли не последний из могикан, торгующий новенькими гаджетами по старинке в традиционных больших магазинах, тогда как рынок уже давно рванул в онлайн. Впрочем, и от интернет-торговли Маковецкий не отказывается, давая понять, что вполне успешно совмещает оба вида продаж. И хотя топ-менеджер не стремится афишировать свои финансовые успехи, о том, что все в порядке, говорят факты и цифры. К концу 2017 года компания располагала 160 супермаркетами, представленными в 90 областных и районных центрах Украины. А в 2018‑м Фокстрот обещает модернизировать и перезапустить 40 из них, инвестировав в этот проект 160 млн грн.

Пожимая руку и предлагая кофе, Маковецкий широко улыбается и предлагает начать беседу.

— Глобальный тренд таков, что интернет-торговля растет со скоростью 30‑40 % в год. Как это сказывается на вашем бизнесе?

— Растет не только интернет-торговля, но и традиционная торговля в Украине. В нашем сегменте по миру интернет-продажи — 25‑30 %. В Украине эти цифры пока еще недостижимы, но это пока. Развивается ІТ-отрасль, подрастает новое поколение потребителей, которые легко общаются с компьютерами и мобильными устройствами. В украинском сегменте крупнейшие сети, которые представлены традиционными магазинами, работают и в онлайне. Мы давно уже используем мультиканальный способ продаж, когда человек может купить товары как в магазине, так и на нашем сайте, выбрав способ доставки и оплаты. То же самое делают наши конкуренты.

Люди начали думать о себе, раскрепостились, хотят обновить бытовую технику и гаджеты и получить удовольствие от жизни

— При этом все больше потребителей переходят на покупку электроники и бытовой техники на онлайн-площадках eBay или Alibaba. Что, на ваш взгляд, заставляет людей использовать эти ресурсы?

— Человек индивидуален. И некоторые люди хотят купить то, что в Украине не представлено. Страна у нас большая, а вот рынок по экономическим причинам все еще небольшой. Кроме того, чтобы наладить промышленные продажи каких‑то групп товаров здесь, нужно провести большую работу: товар сертифицировать, гарантийное обслуживание обеспечить, запчасти привезти и прочее. В таких условиях человеку удобнее обратиться к зарубежному интернет-магазину и купить отсутствующий в Украине товар там.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Покупая товар за границей на этих площадках, покупатель также берет на себя риски по обслуживанию, работоспособности товара. Например, у нас нестабильная электросеть, и этого не учитывают производители других стран. Те товары, которые продаются на нашем рынке, делаются под наши условия, а вот в товарах для Сингапура блоки питания намного слабее и не защищены от перегрузок сети.

Это нормально, когда люди используют все возможные каналы продаж. Если нравится цена — пожалуйста, человек может купить товар на зарубежной площадке. Однако я бы советовал взвешивать риски.

— Но ведь и украинского потребителя можно понять. Многие жалуются, что бытовая техника и электроника в Украине стоят дороже, чем в Европе и США, не говоря уже о Китае. При этом покупательная способность у украинцев — одна из самых низких в мире. Почему такая несправедливость?

— Две причины. О первой я уже говорил: у товаров, сделанных для других рынков, дешевле блоки питания. Вторая: товары, которые продаются в Украине, идут с налогами. На них уплачен НДС и таможенные пошлины. Те товары, которые люди могут сами купить за границей или покупают через украинских посредников, зачастую ввозятся без налогов. Но мы живем в государстве, и у него есть расходы. Есть образование, есть медицина, есть инфраструктура страны, экология. На все это нужны деньги. Человек, который покупает товар напрямую, естественно, никаких налогов в бюджет страны не платит. В этом тоже проблема. Само собой, такой товар не может стоить на 30‑40 % дешевле, ценовая разница — 5‑7 %. Такие вещи происходят.

— Что вы думаете о так называемом законе о беспошлинных трех посылках? Зачем он нужен и как отразится на ценах, если Верховная рада вернется к нему?

— Я расскажу одну историю. У меня есть племянница. Она получила образование в Канаде, живет и работает там компьютерным дизайнером. Ее главный рабочий инструмент — это дорогой фотоаппарат, стоит несколько тысяч долларов. Фотоаппарат уже старенький и вышел из строя. Пошла на сервис. Стоимость ремонта была сопоставима со стоимостью нового фотоаппарата. Привезла сюда. Мы здесь обслуживаем такую технику, сделали его. Она уехала и попросила отправить по почте. Я оценил его порядка $100‑200. Просто чтобы он не потерялся, чтобы за ним смотрели.

Прилетел он в Канаду, она приходит его получать, а ей говорят: пожалуйста, уплатите НДС и пошлину. Товары до 20 канадских долларов у нас бесплатно, все остальное оплатите. О чем это говорит? О том, что государство защищает своих легальных продавцов. И защищает в первую очередь свой бюджет. Потому что на самом деле в тех почтовых отправлениях, которые сейчас существуют, есть огромная лазейка безналогового ввоза товара в Украину. Если посмотреть статистику работы почты за последний год, то можно увидеть: объемы выросли в десять раз. И это неспроста. Не совсем этот спрос создали потребители. В основном так работают местные украинские предприниматели и компании, которые занимаются безналоговым ввозом товаров в Украину, используя эти лазейки.

— Почему только три посылки?

— Я не знаю, о чем идет речь, почему там три посылки, пять посылок. Я читал закон так же, как и вы. Государство пытается защитить свой бюджет и свое право иметь деньги в бюджете. Если человек получает в год тысячу, две тысячи, десять тысяч посылок, о чем идет речь? Он для себя это использует или для продажи? Сколько вы лично получили посылок в прошлом году?

— Ни одной.

— А я знаю людей, которые получили по 100 тыс. посылок. То есть речь идет о том, что компании создали систему для безналогового ввоза товаров в Украину с последующей продажей, используя частных предпринимателей. Если государство не примет этот закон, который уже во всем мире принят (в Америке, Канаде, Японии, Китае и Евросоюзе), то на самом деле все остальные компании будут работать только через почтовые посылки.

Зачем товар ввозить, растаможивать, платить налоги, когда можно так привезти? Собрали заказы с клиентов, вот наша площадка в Польше или в Германии, и мы вам все это привезем без налогов. Зачем платить налоги? А потом люди будут спрашивать, почему дороги плохие, почему врачи не работают, почему нет лекарств.

Некоторые компании создали систему для безналогового ввоза товаров в Украину с последующей продажей, используя частных предпринимателей

— И все же, когда Украина начала интегрироваться в Европейский союз, многие надеялись, что пошлина на ввоз товаров будет меньше.

— У нас в стране есть налоговая политика. Если взять нашу группу товаров, то пошлина у нас от нуля до 10 %. Это невысокие пошлины. Есть еще НДС, который 20 %, и это, к сожалению, выше, чем в Евросоюзе. Я не могу ответить на вопрос, когда депутаты смогут снизить НДС. Это связано с расходами государства, долгами, которые мы накопили за эти годы. Я надеюсь, что НДС рано или поздно будет приведен к европейской норме порядка 16 %.

— Какой сегодня уровень наценки на бытовые приборы у вашей компании или у компаний по типу вашей?

— У легальных продавцов, которые продают сертифицированный товар с уплаченными налогами и гарантийным обслуживанием, уровень наценки — порядка 10‑15 %.

— Это больше или меньше, чем у аналогичных компаний в ЕС?

— Одинаковая наценка. У них даже выше, потому что больше расходы. Зарплаты выше у людей, выше коммунальная плата, арендные ставки. Если взять стоимость аналогичного товара в Украине и в Евросоюзе, то в большинстве случаев в Украине она будет ниже или равна европейской.

— Что сегодня происходит на рынке бытовой техники и электроники? Какие тренды?

— В первую очередь растет доля гаджетов: мобильных устройств, планшетов, телефонов. Это на самом деле современный тренд, когда в каждой семье каждый человек имеет такой прибор. Плюс растет доля техники такого образца, который называется ААА. Она экономит электроэнергию, экономит воду. Потому что украинцы уже начали считать расходы на электричество, на воду. Такая техника стоит немного дороже, но люди стали на это обращать внимание: на потребление электроэнергии, воды. Это хороший европейский тренд.

— А где производится большая часть техники, которая импортируется к вам?

— География — это весь мир. Что‑то производится в Китае или Вьетнаме, что‑то — в Японии, а что‑то — в Турции. Что‑то глобальные компании производят, к сожалению, в России и продают в Украине. Что‑то даже в Украине производится. Например, у компании Electrolux завод в Украине, и он производит свою бытовую технику тут. География обширная. Есть заводы в Польше, есть заводы в Словакии. Это такая сборная солянка со всего мира.

— Насколько реально в Украине наладить производство бытовой техники для европейских стран?

— Это очень перспективно. Потому что все‑таки у нас расходы ниже и на оплату труда, и пока электричество дешевле, и аренда земли будет дешевле. Как только государство задумается о том, чтобы создать хорошие условия для серьезных компаний, то уже через три года и у нас будет центр производства электроники для Европы.

— Что должна сделать страна для того, чтобы привлечь этих инвесторов?

— Обеспечить автоматический возврат НДС, подготовить площадки и транспортную инфраструктуру, создать для всех одинаковые и прозрачные с точки зрения налогообложения условия. Больше делать ничего не нужно. Площадки, инфраструктура, электроэнергия, дороги и равные условия — этого будет достаточно. Но есть еще и вопрос контрабанды.

Как только государство задумается о том, чтобы создать хорошие условия для серьезных компаний, то уже через три года и у нас будет центр производства электроники для Европы

— Что именно вы имеете в виду?

— Чтобы создать производство в Украине, нужно однозначно закрыть все каналы контрабандного ввоза сюда одежды, обуви, драгоценных изделий. В первую очередь производство работает для внутреннего рынка, и потом пошел экспорт. Закрыли контрабанду, тут же задумался капиталист, который выпускает те же стиральные машины, что в Украине дешевле производить. Зарплата ниже, логистика стоит дешевле, электроэнергия дешевле. “Зачем это делать в Италии? Я буду в Украине производить”.

Если же в Украину можно ввезти товар без налогов, тогда зачем украинское производство? Итальянское справится.

Это очень важный вопрос безопасности государства. Мы много киваем на Россию, но в России эти вопросы решили десять лет назад. И в России на самом деле Samsung, LG, Indesit, Elecrtolux, Sony — все организовали производство. Потому что закрыли каналы контрабанды. И мы с вами сейчас покупаем российские теле- визоры, холодильники и стиральные машины. Страна-агрессор, но видите, что происходит. Потому что там защитили национального производителя и закрыли каналы контрабанды. У нас, к сожалению, коррупция непобедима.

— Каков ваш прогноз в отношении этого года? Как будет расти рынок электроники?

— Мой прогноз — 25 %. До 30 % получим рост в этом году. Прежде всего за счет роста экономики и улучшения настроения людей. Люди начали думать о себе, немного раскрепостились. Хотят обновить и бытовую технику, и гаджеты, и получить удовольствие от жизни.

Показать ещё новости
Радіо NV
X