22 июня 2022, 07:32
Будет ли зима ужасной. Что рассказал Юрий Витренко о цене газа, подготовке к отопительному сезону и действиях Газпрома
Юрий Витренко, председатель правления НАК Нафтогаз Украины, 21 июня провел пресс-конференцию по ключевым вопросам деятельности компании и подготовке страны к отопительному сезону 2022/23 годов. Мероприятие проходило в центре Киева в бомбоубежище НАК, на чем глава компаний отдельно акцентировал в начале своего выступления.
Юрий Витренко был очень осторожен в высказываниях по добыче, транзиту и потреблению природного газа. Это неудивительно, потому что в Украине идет полномасштабная война, которую развязала Россия. В Нафтогазе это знают не только из новостей. Компания потеряла часть производственных активов, расположенных вблизи линии фронта. Более того, уже 27 сотрудников НАК погибли во время войны. 16 — в рядах ВСУ и Территориальной обороны. 11 — при исполнении своих профессиональных обязанностей на производстве.
НВ Бизнес публикует ключевые тезисы, озвученные Юрием Витренко. Они очень актуальны почти для всего населения Украины, потому что за последние месяцы произошли колоссальные изменения в сегменте газоснабжения. С рынка почти полностью вышли структуры бизнесмена Дмитрия Фирташа. НАК Нафтогаз страны поставляет газ 98% бытовых потребителей и всем предприятиям Теплокоммунэнерго.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
О следующем отопительном сезоне
Эта зима может быть самой сложной в истории Украины. Об этом говорил наш президент. Правительство и Нафтогаз прорабатывают разные варианты обеспечения страны достаточным объемом газа для этого отопительного сезона.
Но следует учитывать военные риски.
О запасах газа в ПХГ
У нас было больше, чем нормальный уровень в начале этого года. У нас было больше чем нормальный уровень в начале войны. И у нас сейчас в подземных хранилищах, несмотря на войну, больше газа, чем нормальный уровень, рассчитанный на основании средних показателей 2016—2018 годов.
Сейчас у нас больше газа, чем обычно, в подземных хранилищах. Добыча упала, но потребление упало гораздо больше чем упала добыча. Сейчас на украинском рынке газа есть профицит. Поэтому мы можем закачивать газ в хранилища и готовиться к отопительному сезону.
О собственной добыче газа
В конце прошлого года нам удалось наконец-то переломить негативный тренд падения собственной добычи. И мы даже начали наращивать.
К сожалению из-за войны, когда многие наши скважин находятся на линии фронта, вне линии фронта. Многие другие инфраструктурные объекты, от которых зависят объемы добычи, находятся в зоне наиболее активных боевых действий. Мы видели падение добычи. Но благодаря героизму наших добытчиков, мы стараемся стабилизировать добычу. И готовим планы, как мы можем его значительно нарастить сразу после нашей победы .
Мы ожидаем, что в этом году добыча в Украине уменьшится на 5−10%.
О низкой цене газа для населения
Национальная безопасность также зависит от социальной устойчивости. Несмотря на очень высокую волатильность, или на человеческом языке, чрезвычайные скачки спотовых цен на оптовом рынке, Нафтогаз смог обеспечить для населения стабильные цены на газ. На гораздо более низком уровне, чем спотовые цены на оптовом рынке. В разы ниже цены.
Правительство недавно разработало, подал в парламент, а парламент сегодня принял в первом чтении пакет законопроектов, предусматривающих мораторий на повышение цен и тарифов. При этом правительство будет компенсировать разницу между фактическими тарифами и экономически обоснованными. [Принятие законопроектов в целом] позволит с одной стороны обеспечить достаточные объемы газа на следующий отопительный сезон. А с другой стороны, не поднимать тарифы для населения.
О деолигархизации
В Украине на газовом рынке почти два десятилетия доминировала группа олигарха Фирташа. Теперь этому приходит конец. В последние месяцы фактически все бытовые потребители получают газ напрямую от Нафтогаза. Между нами нет посредника в виде группы Фирташа.
К нам после решения правительства перейдут облгазы группы Фирташа. Это будет более 60% распределения или розничной транспортировки газа Украины.
О новом арбитраже с Газпромом из-за уменьшения транзита
Условиями нашего контракта с Газпромом предусмотрено, что есть 45 дней на попытки урегулировать наши споры, прежде чем мы можем пойти в арбитраж. В следующем месяце этот срок истекает. Если чуда не произойдет, и Газпром не изменит свою позицию, это будет означать, что в следующем месяце мы будем иметь право обращаться в международный арбитраж. И мы конечно будем использовать все права, которые у нас есть по этому контракту, в том числе и по поводу обращения в международный арбитраж. Потому что действительно Газпром сейчас не доплачивает за транзит за те объемы, которые он забронировал. Которые доступны для Газпрома.
Сколько газа нужно на начало отопительного сезона
Правительство хочет создать столь большой запас газа (19 млрд куб.м) для того, чтобы подстраховаться на разные варианты зимой.
Если мы подойдем к отопительному сезону с уровнем 15 млрд кубометров, это тоже будет означать, что у нас будет запас.
Как один из вариантов получить такие объемы газа или финансирования, нами был предложен [правительству США] вариант ленд-лиза. Это значит, что вам предоставляются во временное пользование… В такой ситуации можем говорить, что мы вернем эти объемы газа, например, через два года.
Об источниках финансирования закупки газа
У нас нет проблем импортировать газ. Сложность состоит в том, что для этого нужны сумасшедшие средства. Сейчас газ стоит на рынке в $1500. Для того чтобы создать такой запас к началу отопительного сезона, как хочет правительство — 19 млрд куб.м, необходимо дополнительно импортировать почти 5,8 млрд куб.м газа. и потратить на это $8 млрд. Это огромные средства для Украины.
Мы очертили правительству предпосылки, что нужно сделать для того, чтобы Украина смогла обеспечить столь высокий уровень запасов газа. В первую очередь это означает финансирование из бюджета. Мы не сможем за счет средств компании инвестировать в запасы газа $8 млрд.
Конкретные источники:
- у Группы Нафтогаз есть деньги на счетах. Мы финансово стабильная компания.
- мы уже подписали кредитное соглашение и ждем подписания соглашения о суверенных гарантиях. Кредит от ЕБРР, который может быть значительно увеличен.
- активы Нафтогаза, которые должны быть реализованы. То есть внутренние ресурсы.
- возможности Нафтогаза привлекать средства напрямую. Почему нам был нужен этот закон? Потому что он говорит: если Нафтогаз покупает газ по $1500, а продает по $200, потому что так Правительство сказало, то потом Правительство компенсирует разницу. И тогда Нафтогаз сможет вернуть кредитные средства, которые сейчас берет.
- прямое финансирование из государственного бюджета. Особенно если правительство хочет обеспечить уровень в 19 млрд кубометров.
О сокращении поставок российского газа в Европу
Последние действия России указывают на грубое нарушение Газпромом своих контрактных обязательств. Это должно разрушить миф, созданный российской пропагандой, о надежности России, как поставщика газа в Европу.
Также должны быть проведены расследования в отношении руководителей некоторых европейских компаний, коррумпированных российской стороной для того, чтобы они… создавали эту критическую зависимость.
Переход на рубли — это совершенно незаконное требование, нарушающее контрактные обязательства Газпрома. Для этого не было никаких предпосылок кроме одной — Газпром хотел проверить на слабость, коррумпированность Европу. И когда он увидел эти признаки слабости, он начал и дальше действовать, и дальше ограничивать поставки газа в Европу.
Путин хочет сменить мировой порядок. Он хочет вернуться к идеологии XIX века о сферах влияния. Когда нет международного права, когда нет прав человека. Тогда это были императоры, монархи, договаривающиеся между собой о разделе сфер влияния. Это невозможно.
О вариантах ужесточения санкций без полного эмбарго
Мы предложили механизм, который разумен, учитывая то, что Европа не может ввести полное эмбарго на газ прямо сейчас, потому что критически зависит от российского газа. ОК, пока вы избавляетесь от этой зависимости, вы можете применить, так называемый, transfer cap. Это лимит на переводы денег в Россию. К примеру, сейчас цена газа на европейском рынке $1500 за 1 тыс кубов. Вводятся финансовые санкции на перевод средств от покупателей Газпрома в пределах, например $100 за 1000 кубов. Это все равно будет больше, чем маржинальные расходы Газпрома.
А разница в $1400 была бы заморожена, пока Россия не выведет все войска из Украины и не заплатит репарации. Это будет стимулировать Путина вывести войска и заплатить как можно скорее репарации Украине. Это также будет стимулировать Путина в краткосрочном периоде давать больше газа Европе, а не меньше, как сейчас. Потому что он сможет получить больше денег, а не меньше.
Потому что сейчас самая плохая ситуация. Европа действительно существенно снизила импорт российского газа и нефти. Но за счет того, что цена выросла в разы, Россия получает больше денег, если сравнить с прошлым годом.