24 октября 2022, 07:42
Чем известен президент Мотор Сичи Вячеслав Богуслаев, которого задержала СБУ по подозрению в госизмене и работе на РФ
По итогам 2021 г. в рейтинге самых богатых украинцев от НВ и Dragon Capital Вячеслав Богуслаев продолжил падение, опустившись с 45 на 69 место. А его состояние уменьшилось до $152 млн.
Практически вся жизнь 83-летнего Вячеслава Богуслаева (28 октября ему исполнится 84 года) связана с авиацией, а именно с машиностроительным гигантом Мотор Сич (Запорожье). Помимо производства авиадвигателей и газотурбинных установок, он разрабатывает вертолеты, контролирует несколько дочерних предприятий по производству комплектующих и одноименную авиакомпанию.
Долгие годы Богуслаев был основным бенефициаром компании. И хотя сейчас он не владеет контрольным пакетом акций Мотор Сич, но должность почетного президента, лояльный менеджмент и многочисленные суды, которые касаются продажи завода китайским инвесторам, позволяют ему сохранять контроль над предприятием.
В 2010-х годах Мотор Сич начала географическую экспансию. Создавались совместные предприятия по производству и обслуживанию авиационных двигателей в России, Китае и Белоруссии. Но белорусский и российский проекты пришлось свернуть из-за запрета на военно-техническое сотрудничество между Украиной и Россией, введенного украинскими властями в 2014 году. Основная ставка была сделана в КНР, где в 2017 году началось строительство предприятия по производству авиадвигателей, ожидались масштабные инвестиции в запорожский завод.
Этот проект уже находится под большим вопросом. К нему приковано внимание Службы безопасности Украины, правительства Китая и даже спецслужб США.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Сотрудничество с КНР оказалось не просто партнерством. К середине 2017 года контрольный пакет акций Мотор Сич был продан нескольким компаниям, которые, как оказалось, контролировали китайские инвесторы. Осенью 2017 года доля акций запорожского предприятия была арестована по требованию Службы безопасности Украины (СБУ). Согласно официальной версии силовиков, арест связан с попыткой продать стратегическое украинское предприятие гражданину Китая, планировавшему вывести производственные мощности Мотор Сичи за пределы Украины.
Эти события сопровождались охлаждением отношений с РФ и Белоруссией. В мае 2018 года СМИ сообщили об аресте персонально самолета Богуслаева в Беларуси. А сам он был вынужден возвращаться в Украину рейсом одной из авиакомпаний. По всей вероятности, бизнесмен пытался решить вопрос с национализацией авиаремонтного завода в Орше, которую анонсировал белорусский диктатор Александр Лукашенко. Но этого не удалось. В июле того года предприятие, 60% уставного капитала которого принадлежало Мотору Сичи, было национализировано.
Китайский проект тоже не взлетел. После длительных разбирательств и переговоров, в июле 2019 года стало известно, что китайские инвесторы все же могут стать основными владельцами компании. Но при этом у них появится партнер — государственный концерн Укроборонпром.
После этого Джон Болтон, на тот момент советник президента США Дональда Трампа во время визита в Киев в резкой форме предупредил Украину о так называемой риске, «Дипломатии создания задолженности», которую любит проводить КНР.
А в ноябре американские СМИ сообщили, что Мотор Сич может выкупить инвестор из США — неофициальный советник Трампа Эрик Принс .
После столь сильного американского давления на Украину, Укроборонпром решил не участвовать в соглашении.
Сам Богуслаев признал продажу акций только в конце 2019 года. По его словам, это был вынужденный шаг из-за запрета на сотрудничество с Россией. Но китайский инвестор до сих пор так и не получил доступа ни к акциям, ни к управлению Мотор Сичью. Здесь до сих пор все руководство — ставленники президента компании.
Летом 2020 помочь инвесторам из КНР вызвался харьковский бизнесмен Александр Ярославский. Но даже его бизнес-опыт пока не помог получить одобрение Антимонопольного комитета Украины на формальное завершение продажи Мотор Сичи. Более того, в начале 2021 года США и Украина ввели санкции в отношении ряда физических и юридических лиц из КНР, связанных с этой историей.
В настоящее время неизвестно, какую именно долю в Мотор Сечи контролирует Богуслаев и члены его семьи, на которых ранее также были записаны крупные пакеты акций. Однако он все еще оказывает колоссальное влияние на его работу.
После провала на парламентских выборах-2019 ( Богуслаев уступил в округе свадебному фотографу Сергею Штепе, который баллотировался от партии Слуга народа), он, несмотря на солидный возраст, полностью сосредоточился на бизнес-деятельности. Изначально сводившаяся к оптимизации: от сокращения расходов до сокращения маршрутной сети авиакомпании Мотор Сич .
За 9 месяцев 2020 года запорожское предприятие получило чистую прибыль более 900 млн. грн.
Но главной заботой ветерана украинского авиастроения стала борьба за предприятие, в котором он, похоже, играет не последнюю скрипку. А среди его оппонентов:
- правительство Китая, поддерживающее своего инвестора;
- американские спецслужбы, которые пытаются предотвратить передачу украинских авиатехнологий Китая;
- украинские власти, которые пытаются маневрировать между интересами США и КНР.
Похоже, что он проиграл. А украинские спецслужбы работали давно и масштабно. Например, в сентябре Государственное бюро расследований заявило об аресте самолета и уведомлении о подозрении директору предприятия гражданской авиации за коллаборационную деятельность. На фото был самолет Ан-140−100 в ливрее уже давно ликвидированной авиакомпании Ильич-Авиа. По данным НВ Бизнес именно такое воздушное судно находится в составе авиакомпании Мотор Сич, которую также контролирует Богуслаев.
Задержание известного промышленника Службой безопасности Украины является наглядным примером того, что усидеть на двух стульях во время полномасштабной войны с Россией — это плохая идея.