Эксперты

19 августа 2022, 09:23

Экспорт — больше не вопрос выбора, а способ выживания. Какие возможности есть сейчас?

Денис Шемякин

Директор Команды поддержки реформ Минэкономики

Украина получает поддержку мира, открывается много дверей, происходят сдвиги в международном взаимодействии, которых раньше мы могли ждать десятки лет.

До войны в 2021 году общий экспорт товаров из Украины составил $68 млрд. В целом Европейский Союз в 2021-м импортировал товаров на 2112 млрд евро.

Ранее многие украинские компании удовлетворялись внутренним рынком и не видели потребности вкладываться в экспортные процессы, основными экспортерами выступали металлурги и аграрии, характер экспорта был сырьевым.

Теперь пришло время каждого. Сегодня развитие экспорта — это вопрос не выбора, а выживания. Стратегию нужно выстраивать, ставя своей целью интеграцию в цепочки поставки продукции с большей добавленной стоимостью.

Украина и Великобритания юридически закрепили отмену ввозных пошлин и тарифных квот в двусторонней торговле, подписав соответствующее соглашение. Украинские товаропроизводители смогут экспортировать большее количество продукции на британский рынок. В первую очередь это товары, которые Украина традиционно экспортирует в Великобританию: муку, зерно, молочную продукцию, мясо птицы и полуфабрикаты, томатную пасту, мед, кукурузу, пшеницу, соки, грибы, сахар и т. д. Увеличатся шансы выйти на рынок с мебельными и промышленными товарами.

Канада на год отменила все пошлины на украинские товары. Правительство Австралии объявило об отмене пошлин для украинского экспорта.

Выход на внешний рынок занимает от 3 до 6 месяцев для сырьевых материалов и от 6 до 18 месяцев — для товаров с высокой добавленной стоимостью.

Товары, производимые в Украине, смогут беспрепятственно поступать на австралийский рынок, что будет способствовать наращиванию экспортной активности. Решение предусматривает снижение тарифной ставки с 5% до 0% на товары, производимые в Украине. Льгота будет действовать в течение года.

Утвержден проект Соглашения о свободной торговле между Украиной и Турцией. Ключевая позиция договоренности — установление Турцией 0% пошлин на 10 337 товарных позиций, что составляет 95% от общего количества экспортируемых Украиной товаров. На 1348 товарных позиций будут действовать тарифные квоты или уменьшенные пошлины.

Благодаря установлению 0% пошлины на поставку Турцией зерновых Украина получит улучшенные условия доступа на турецкий рынок для переработанной аграрной продукции. Также Соглашение предусматривает полную отмену турецких пошлин на промышленную продукцию.

Вторым важным фактором является освобождение ниши поставщиков из России.

Российские компании были крупным экспортным конкурентом Украины по многим параметрам. В 2021 году Россия экспортировала в ЕС товаров на 162 млрд евро.

В 2021 году товарооборот между Украиной и Великобританией возрос почти на 57% и составил $2,2 млрд. Особенно активизировался экспорт ( +62%), который превысил $1 млрд. В 2021 году Великобритания импортировала из России товаров на £5,3 млрд, без топлива и энергоносителей.

Германия импортировала из России в том же году товаров на $15,8 млрд.

Агрессия России сделала российские компании токсичными для сотрудничества в Европе и мире. Это окно возможностей для украинского производителя.

Если украинские производители заменят по крайней мере 50% поставщиков из России по промышленным товарам, сырым материалам, машинам и транспортному оборудованию, это увеличит экспорт на €15 млрд в год.

Но сами по себе открытые границы и освободившиеся места не являются автоматическим билетом на успех для украинского экспортера. Для продукции действуют требования к качеству, сертификации, а участие в тендерных закупках требует также специальных навыков, понимания речи и многих других важных нюансов.

В экономической части Плана восстановления Украины есть Мера 2.4.6 «Обеспечение доступа к рынкам сбыта продукции, в частности полного доступа к рынкам G7 и ЕС», которое предусматривает:

  • полное открытие рынков G7 и ЕС для украинских товаров;
  • государственную поддержку в сертификации товаров за границей;
  • замещение украинской продукцией ниши на рынке стран G7 и ЕС, которую занимали товары из РФ и РБ;
  • структурированный диалог с ЕС по применению индивидуального подхода к украинским производителям в рамках внедрения в будущем механизма Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM);
  • снятие технических барьеров интеграции украинских производителей в Единый европейский зеленый рынок.

Для внедрения этих мер в жизнь неотложными ключевыми шагами являются:

  • выстраивание национальной экспортной архитектуры, охватывающей торговые представительства и ТПП, ЭКА, Офис по развитию предпринимательства и экспорта, грантовые и обучающие программы;
  • привлечение гарантий и кредитов ЭКА;
  • развитие факторинга;
  • прицельная работа с номенклатурой таможенных баз России;
  • создание системы консалтинговой помощи для компаний, не имеющих экспортного опыта.

Большим и важным проектом в восстановлении экономики Украины становится Export Booster, который поможет с маркетинговой информацией. (объемы рынка, конкуренция, продуктовые группы, занимающие РФ) и пониманием бизнес-процесса закупок клиентов в ЕС.

При этом предприятия должны быть готовы к выходу из зоны комфорта, внедрению новых систем менеджмента, переквалификации сотрудников и понимать, что здесь не может быть моментального результата. Выход на внешний рынок занимает от 3 до 6 месяцев для сырьевых материалов и от 6 до 18 месяцев — для товаров с высокой добавленной стоимостью в зависимости от характера продукции.

Однако если такой выход происходит, то, как правило, он становится долговременным и надежным источником постоянных заказов и денежного обращения в валюте, что в настоящее время максимально важно для украинской экономики.

В общем это вопрос бизнес-культуры. Некоторые украинские компании привыкли ориентироваться на быстрые деньги, высокую маржу и непродолжительные бизнес-отношения вместо построения долгосрочного партнерства, где предпочтение отдается не уровню рентабельности, а надежности сотрудничества и постоянству во времени — это то, что мы еще должны научиться формировать у себя.

Первыми же шагами должно стать скорейшее осознание каждой компанией необходимости переориентации на экспорт и активизация движения в этом направлении.

Другие новости

Все новости