Эксперты

25 января, 09:04

Войска на границе, выезд дипломатов, планы захвата Киева: Как относиться к информации об агрессии России?

Оксана Мороз

Основательница инициативы «Как не стать овощем», автор книги «Нация овощей? Как информация меняет мышление и поведение украинцев»

Активная фаза гибридной войны продолжается сейчас, и она точно не последняя. Далее ключевые советы потребления информации. Я не стану призывать вас не паниковать, но объясню, как можно откорректировать потребление информации, чтобы этого добиться.

Во-первых, важно понимать цель активной фазы гибридной войны. Это всегда дестабилизация. То есть включить панику, дезориентировать, стимулировать ложные действия людей/власти/медиа и так далее. Это о том, чтобы убить рациональность в восприятии и анализе информации. Паника порождает хаос и минимизирует эффективность защиты. И это не только о преувеличении угрозы, но и о ее нивелировании.

Во-вторых, понять, что никто не знает, как будет дальше. Активная фаза информационной войны сопровождает все переговоры. Реальное положение дел знают только их участники, и именно они являются заказчиками информационных вбросов. Это их инструмент в переговорном процессе. Все остальные просто трактуют их сигналы и действия. Трактуют через призму своего опыта и понимания ситуации. Но это только их субъективная оценка, не больше.

В-третьих, понимание фактов и сигналов. Сейчас это заявления участников переговорного процесса. Нужно помнить что сливы, комментарии анонимных источников и так далее — это часть информационной войны, а не факты. Большинство из них производится самими участниками переговоров для давления на оппонента. И да, влияние их на людей часто не принимается во внимание.

Где можно найти больше фактов:

  • оригиналы текстов заявлений участников переговорного процесса (в первую очередь — это США, Россия, ЕС (на уровне президентов и их спикеров, министров иностранных дел))
  • интервью участников переговорного процесса
  • аналитика от авторитетных исследовательских центров, специализирующихся на Восточной Европе или гибридной войне

Да, и они являются инструментами в переговорном процессе, однако именно там вы найдете максимум фактов. Чистой информации нет.

В четвертых, это хороший момент для пиара и наращивания аудиторий. Для медиа, политиков, экспертов, астрологов и так далее. Внимание общества сконцентрировано на одной теме. Люди поглощают тонны информации. Поэтому медиа не пропускают никаких новостей и не фильтруют ее от вредных вбросов и провокаций. Политики делают заявления, часто противоречащие друг другу. Каждый становится экспертом по международной дипломатии и ведению войны.

Сливы, комментарии анонимных источников и так далее — это часть информационной войны, а не факты

Однако все они не знают, как все на самом деле. Они выражают свои субъективные мнения, опираясь на общеизвестную информацию. Чем громче заявление — тем лучше для них и хуже для нас с вами. Потому что они сознательно или нет выполняют сценарий Кремля по дестабилизации.

Кто может быть реальным экспертом (кроме непосредственных участников переговоров):

  • бывшие дипломаты, принимавшие участие в переговорах данного уровня (бывшие президенты, министры иностранных дел, послы в странах, участвующих в переговорах)
  • действующие и бывшие военные, которые воюют с Россией
  • аналитики крупных исследовательских центров, специализирующихся на Восточной Европе или гибридной войне (например, The Center for Strategic and International Studies ( CSIS))

Крайне осторожно нужно воспринимать заявления российских экспертов-либералов, являющихся открытыми противниками Путина. Их реальные цели до конца неизвестны.

В-пятых, ограничить источники, из которых вы узнаете новости. В Украине есть 10 онлайн-медиа в «белом списке» Института массовой информации (Суспильне, Громадське, Лига, Украинская правда, Укринформ, Радио Свобода, Зеркало недели, НВ, Эспрессо и Бабель). Эти медиа неидеальны, однако дают наиболее объективную информацию. Если вы будете параллельно брать новости из 2−3, это уже существенно уменьшит риски искажения вашего инфополя.

Помните: если вы читаете информацию из десятков источников, вас проще запутать и направить по нужному манипулятору следу. Исследования показали, что в условиях информационного шума люди, не читающие новости и потребляющие их из многих источников, все равно не разбираются в сути событий.

В-шестых, понимать, что делает враг. Читайте Stopfake и «Карту дезинформации» от Texty.org.ua. Так вы будете в курсе ключевых фейков и манипуляций, которые сейчас распространяет Россия. Особенно важно это знать, когда обострение достигает пика. Один из иллюстративных маркеров — частота псевдоминирования метро, школ, торговых центров и т. д.

В-седьмых, мы все живем в информационных вакуумах, созданных нашими же действиями. Алгоритмы цифровых платформ приоритетно показывают нам те материалы, которые мы потребляем чаще всего, дольше всего, больше всего взаимодействуем. Потому как только мы начинаем потреблять эмоциональные видео, статьи, сообщение именно они и доминируют в нашем инфополе. Действительность искажается и, например, может показаться, что все очень плохо. Особенно это касается Facebook и YouTube, у которых «зеленая дорога» именно эмоциональному и контраверсионному контенту.

В-восьмых, готовность к любому сценарию. Это традиционный совет от психологов, важность которого трудно переоценить. Тревожный рюкзак, запас воды и продуктов, план по координации действий с родными — это не о панике, а о наращивании «мышц безопасности». Важно подготовиться не только взрослым, но и детям. А еще не забудьте о домашних любимцах.

Светлана Ройз написала отличную инструкцию по безопасности детей. Валерий Пекарь публикует в своем Facebook прикладные советы под хештегом #миготові.

В-девятых, не упрощайте работу российской пропаганде. Они рассчитывают на то, что люди под влиянием паники будут ее распространять — в реальной жизни и онлайн. Сейчас лучше умолчать, чем сказать или написать необдуманное. А в онлайне не только написать, но и провзаимодействовать (понравиться, прокомментировать сообщение или видео). Ведь это сигнал цифровой платформе, что вам интересно, а значит, заинтересует и ваших друзей. Поэтому если вы написали гневный комментарий под фейком, вы поспособствовали его распространению.

Если вы объективно понимаете, что фильтрация информации не ваша сильная сторона или вы эмоциональный человек, который легко поддается воздействию — минимизируйте потребление общественно-политической информации в этот период. Но не сводите его к нулю. Крайне важно быть в курсе происходящего. Например, вы можете читать новости ежедневно в нескольких медиа из «белого списка» и свести к минимуму использование Facebook. На YouTube не потреблять общественно-политический контент. Его хорошим заменителем может стать научно популярные или исторические видео.

И напоследок, президент коммуницирует, как умеет. Анализ предыдущих лет показывает, что коммуникации не сильная сторона нынешней украинской власти. К примеру, президент почти одновременно транслирует противоположные месседжи. В своем обращении просит не паниковать, а в интервью The Washington Post говорит о возможном захвата Харькова. Потому что украинцев он успокаивает, а от западных партнеров требует активных действий. Факт того, что в цифровом мире эти заявления будут рядом в новостных лентах, остается без внимания Офиса Президента. И так не в первый раз и не в последний.

Другие новости

Все новости