Экономика
20 февраля 2022, 08:44
Замена и проверка электросчетчика. За что платит потребитель, а за что — государство: перечень работ и услуг
Расходы на установку и эксплуатацию счетчиков электрической энергии не всегда осуществляются за государственный счет. Разбираемся, кто и за что должен платить.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), определяет источники финансирования при установлении и эксплуатации средств учета электроэнергии:
1. Устройство узлов коммерческого учета у индивидуальных бытовых потребителей:
- устройство электроустановки новым узлом измерения или его модернизации — услуга предоставляется поставщиком услуг коммерческого учета (ПУКУ) в соответствии с договором с потребителем и Кодексом коммерческого учета электрической энергии (ККУЭЭ) на основании заявления и на средства потребителя;
- замена или смена места установки исправного, неповрежденного счетчика — осуществляется ПУКУ за счет инициатора такой замены/изменения;
- замена неисправных (поврежденных) счетчиков — осуществляется ПУКУ за счет владельца счетчика;
- замена поврежденных или отсутствующих (по причине их кражи, несанкционированного демонтажа
и т. п. ) счетчиков — осуществляется ПУКУ за счет стороны, ответственной за сохранность и целостность счетчика;
- периодическая поверка, обслуживание и ремонт счетчиков — осуществляется ПУКУ за счет операторов системы распределения (ОСР);
- обустройство узла учета электрической энергии при разделении учета электрической энергии — осуществляется на средства лиц, по инициативе которых производится соответствующее разделение;
- параметризация (программирование) и проверка параметризации многофункциональных счетчиков электрической энергии (кроме первичной параметризации многофункциональных счетчиков для индивидуальных бытовых потребителей) — осуществляется на средства инициатора.
2. Обязанности ОСР по осуществлению учета электрической энергии .
Ценой ОСР осуществляются следующие мероприятия:
- гарантированное ежесуточное автоматизированное дистанционное считывание данных со счетчиков (с возможностью почасового учета и дистанционного считывания результатов измерения);
- прием данных коммерческого учета от потребителей;
- плановый контрольный считывание данных со счетчиков электрической энергии (один раз в шесть месяцев) и плановая техническая проверка узлов учета; (один раз в три года);
- периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка, монтаж) счетчиков;
- обеспечение надлежащего технического состояния контактных соединений на границе эксплуатационной ответственности и на входных и выходных клеммах опломбированных счетчиков и входных коммутационных аппаратов у индивидуальных бытовых потребителей;
- первичная параметризация многозонных (многотарифных) счетчиков электрической энергии (при первой установке или если после проведения периодической поверки, технического обслуживания или ремонта счетчика установленная параметризация не сохранилась).
Срок установки и ввода в учет электросчетчиков у бытовых потребителей не должен превышать 7 рабочих дней со дня оплаты таким потребителем стоимости услуг.
Дополнительные работы и услуги:
- в случае желания потребителя производить расчеты за потребленную электрическую энергию по тарифам, дифференцированным за промежутками времени, его электроустановки должны быть обеспечены соответствующими многотарифными счетчиками;
- в случае своевременного (до выявления нарушения представителями оператора системы) письменного сообщения потребителем ОСР об обнаруженных им повреждениях средств измерительной техники, повреждении или срыве пломб, расчете ОСР объема и стоимости электроэнергии, не учтенной вследствие нарушения потребителем правил розничного рынка электрической энергии (ПРРЭЭ), не производится;
- в случае временного нарушения работы узла учета не по вине потребителя объема электрической энергии, потребленной потребителем со дня нарушения измерений до дня восстановления измерений, рассчитывается соответствующим ОСР/ПУКУ по среднесуточному объему потребления электрической энергии;
- в случае сомнения индивидуального бытового потребителя в правильной работе узла учета он имеет право обратиться в ОСР для обеспечения проведения внеочередного контрольного осмотра, технической проверки узла учета или экспертизы средства коммерческого учета (СКУ). При этом если СКУ принадлежат оператору системы, внеочередной контрольный осмотр и техническая проверка узла учета, СКУ и схем их подключения должны быть осуществлены оператором системы бесплатно в течение 20 рабочих дней со дня регистрации обращения потребителя, а экспертиза СКУ — в течение 20 рабочих дней со дня оплаты потребителем ее стоимости. Если СКУ принадлежат индивидуальному бытовому потребителю, внеочередной контрольный осмотр, техническая проверка узла учета или их экспертиза проводится на средства потребителя.
Обязанности потребителей по осуществлению коммерческого учета электроэнергии
Требованиями ККОЭЭ и ПРРЭЭ на индивидуальных бытовых потребителей возлагаются определенные обязанности по осуществлению коммерческого учета, а именно:
- предоставлять разрешение уполномоченным представителям ОСР и администратора коммерческого учета на доступ к собственным объектам, узлам учета, результатам измерения и данным коммерческого учета;
- немедленно сообщать ОСР об обнаруженных недостатках в работе СКУ;
- ежемесячно снимать фактические показания счетчика (где отсутствует возможность дистанционного считывания данных) и предоставлять их соответствующему ОСР;
- в случае обнаружения факта вмешательства в работу СКУ и/или оборудования узла учета и/или других признаков хищения электрической энергии ( внешнего повреждения, неисправности или отсутствия СКУ, срыва, отсутствия или повреждения пломб, пломбировочного материала и индикаторов, срабатывания индикаторов, нарушения формы магнитной суспензии индикаторов, обнаружения внеучетных подключений или подключений, которые могут привести к искривлению результатов измерения и/или коммерческого учета
и т. д. ) лицо, которое это обнаружило, должно немедленно сообщить об этом ОСР, а также, в случае необходимости, Национальную полицию Украины (в случае обнаружения фактов хищения электрической энергии, кражи или повреждения СКУ или другого оборудования узлов учетаи т. д. ) в порядке, установленном законодательством.