2 июля 2022, 15:48
До трети украинцев потеряли работу во время войны. Где искать и на какой уровень дохода стоит надеяться — вакансии и зарплаты
Динамика вакансий
Количество претендентов на одну вакансию выросло в среднем почти в 5 раз по сравнению с довоенным временем, и это больше чем когда-либо. Так аналитики ресурса поиска работы Work.ua комментируют НВ конкуренцию за рабочие места. Рынок труда теперь принадлежит работодателю — именно он сейчас может позволить себе выбирать работников, выдвигая больше требований к кандидатам.
Стремительный рост объяснить просто. Причина в крайне малой базе для сравнения. Спрос на рабочую силу остается низким, медленно восстанавливается занятость, констатирует Национальный банк в своем июньском отчете о финансовой стабильности. В марте пятая часть предприятий прекратила свою деятельность, а еще около половины вынуждены были удерживать меньше персонала, ссылается на собственный опрос регулятор. В мае доходы наемных работников были почти на четверть меньше довоенного уровня, утверждают в НБУ.
По результатам недавнего исследования Союза украинских предпринимателей ( СУП), только каждая вторая компания выплачивает заработные платы в полном объеме. Каждая четвертая сократила их на 25−50%. «Зарплаты среди наших участников сильно снизились у компаний, оказывающих консультативные услуги», — отмечают в СУП.
Избежать сокращений во время войны удалось только 27,5% компаний, хотя два месяца назад об отсутствии сокращений говорили больше — 32%. «То есть отмечаем тенденцию роста безработицы», — добавляют в СУП.
Около 30% компаний уволили примерно десятую часть работников, 22,5% участников союза рассказали, что вынуждены были уволить треть работников, и 17,5% - до половины. «Есть даже 2,5% тех компаний, которые сократили штат больше, чем вполовину», — комментируют в СУП.
Поэтому желающих найти работу или подработку сейчас гораздо больше, чем вакансий. Количество соискателей сейчас даже сравнялось с прошлогодними показателями, а актуальных вакансий в Украине в 4,5 раза меньше, чем это было до войны, рассказывает Руслана Березовская, руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.ua.
По информации на 1 июня, в среднем по Украине на одно свободное рабочее место претендовали 12 безработных. Такими данными оперируют и в Госслужбе занятости, и в grc.ua. В то время как в прошлом году в это время такой показатель был в 4 раза меньше, говорит Березовская. И напоминает: обычно в мирное время активность на рынке летом падает.
Армия соискателей
В Государственной службе занятости на 1 июня зарегистрировано 311 тыс. безработных. Это те, кто зарегистрировался, а реальные показатели значительно выше, подчеркивают собеседники НВ Бизнес. Ведь далеко не у всех сейчас есть время и вдохновение заниматься регистрацией, чтобы получить какие-то не очень значительные средства, отмечает HR-экспертка Татьяна Пашкина. Точных данных пока нет ни у кого. «Есть работодатели, которые понятия не имеют, что с некоторыми их работниками, — объясняет Пашкина. — Кто-то просто не отзывается». Также есть люди, которые не знают, что с их работодателями, особенно если они работали в зоне активных боевых действий или на оккупированной территории, добавляет она.
Из-за войны почти 5 млн украинцев потеряли работу, оперируют собственными данными в Международной организации труда. Подавляющее большинство этих людей остается в стране, за границу уехали около четверти безработных, считают в организации.
Если говорить о почти 16 млн. занятых до полномасштабного вторжения, то 5 млн. — это примерно треть от общего числа работающих украинцев, рассуждает Анна Вахитова, профессор Киевской школы экономики. «Звучит ужасно, но, во-первых, у нас есть оккупированные территории, где была высокая плотность населения, и где существенные разрушения, утрачены предприятия, которые нанимали много людей», — объясняет она. Этот объем примерно равен потерям экономики, которые озвучивал премьер Денис Шмигаль.
Однако данные международных организаций — почти 5 млн безработных — все же могут быть несколько завышенными, соглашаются собеседники НВ Бизнес. «Это может быть верхний предел, максимальная оценка, — добавляет Вахитова. И речь идет, по крайней мере, о нескольких миллионах безработных».
Кому и какие зарплаты предлагают
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Лето может стать переломным. Эксперты говорят, что на рынке добавляются не только соискатели работы, но и новые вакансии — после шока в течение первого месяца полномасштабного вторжения России в Украину происходит определенное восстановление.
К примеру, количество вакансий на портале Work.ua растет на 10% еженедельно, отмечает соучредитель ресурса Артур Михно. В настоящее время на этом сайте опубликовано более 33 тыс. вакансий. Это в 5,5 раза больше, чем в марте, и все еще в разы меньше, чем до войны, когда было примерно 90 тыс. вакансий. К тому же, украинцам придется работать за меньшие деньги.
Зарплатные ожидания следует уменьшить на 10−15% относительно довоенного периода, отмечает Михно.
Кого ищут работодатели? Сфера продаж требует большое количество персонала — от продавцов, консультантов, работников склада, операторов контакт-центров до менеджеров, которые стоят больших денег, делится наблюдениями Пашкина. Эта сфера не сдала позиций, и именно здесь сейчас легче всего найти работу, ведь несмотря на большие убытки ритейла из-за войны, он динамично восстанавливается. Доля вакансий для специалистов торговли приблизилась к довоенным показателям в процентах — почти четверть всех актуальных кадровых предложений в июне, добавляет Березовская.
Сохранила позиции и ИТ-сфера в процентном соотншении— на нее приходится почти каждая пятая вакансия, как и в прошлом году, хотя и их общее количество значительно меньше, чем до войны, и здесь тоже не удалось избежать сокращений и урезания зарплат. Но ТОП-5 вакансий по уровню зарплат все же полностью принадлежит IT-рынку (см. график ниже; указано медиану зарплат в соответствии с вакансиями)
Компании-участники СУП, согласно последнему опросу, больше всего ищут работников технических специальностей. «На втором месте — специалисты информационно-коммуникационного направления, и на третьем — сфера обслуживания», — делятся в СУП.
Война изменила географическую структуру рынка труда — производственных вакансий стало больше в западном регионе страны. По данным на конец мая, из-за войны перенесли производство более 600 предприятий, из которых около 400 возобновили работу на новых площадках в западных областях. Благодаря этому там появляются вакансии не только в областных центрах, а и в маленьких городках, добавляет Пашкин.
«Львов теперь занимает второе место и по размеру средней заработной платы», — говорит Березовская из grc.ua. По ее словам, в западных областях Украины наблюдается самая низкая конкуренция на открытые вакансии — не более 4 человек. Также в западных регионах есть сфера гостеприимства, а значит, вакансии официантов, барист, поваров, администраторов гостиниц
Какие рынки будут предлагать больше вакансий?
Собеседники НВ Бизнес ожидают всплеск в сфере перевозок по сравнению с довоенным временем, в частности из-за перенаправления потоков грузов, ранее шедших через порты. «Идет эта нагрузка и на железную дорогу, и на автотранспортную сеть, сюда же добавляем все волонтерское движение. Вопрос транспорта сейчас остро стоит в направлении западной границы. Будет спрос в логистике и перевозках, в частности на водителей», — отмечает Вахитова из Киевской школы экономики.
Также, по ее мнению, в ближайшем будущем усилится тренд переквалификации, особенно среди профессий, которые сейчас меньше развиваются. Например, из развлекательной сферы — соответствующие специалисты будут искать себе другую занятость. Охотно будут менять сферу люди, профессионально выгоревшие на прежнем месте работы, добавляет Пашкина.
В то же время на рынке присутствует и обратная тенденция — есть много работодателей, которые, не желая рисковать в кризис, стремятся получить людей с подтвержденным предыдущим успешным опытом, предпочитая его так называемым soft skills, отмечает эксперт.
Тяжелее, среди прочих, найти работу в сферах страхования, недвижимости, юриспруденции, а также педагогам, специалистам сферы автомобильного бизнеса, говорят собеседники НВ Бизнес.
Пашкина также не исключает сокращения в государственном секторе. «Если, скажем, окажется, что многие женщины и дети школьного возраста останутся за границей, значит нам, например, не потребуется столько учителей и чиновников», — объясняет она.
Если мамы с детьми не вернутся к сентябрю, то следующий учебный год они проведут за границей. «Они хорошо адаптируются, смогут сравнить системы образования, и не всегда это сравнение будет в нашу пользу. Дети быстро учат язык. Если будет хорошо детям, то мамы там останутся ради них, даже те, кто не планировал», — предполагает эксперт. Остальные члены семьи в такой ситуации тоже уедут, когда появится возможность. Поэтому страна может потерять немаловажную часть рынка труда. «Когда будем восстанавливать экономику, может оказаться, что людей не хватает и они не готовы возвращаться. Это печальный тренд, который формируется сейчас», — прогнозирует экспертка.