Эксперты

21 июля 2022, 09:52

Эксклюзив NV

Отопительный сезон 2022: приказано выжить

Игорь Мошенец

Эксперт проекта DiXi Group «Содействие международному диалогу по вопросам энергетической безопасности Украины»

Следующий отопительный сезон станет самым масштабным испытанием для энергетической системы Украины, продолжением борьбы за выживание. Какие шансы на успешную подготовку к зиме у нас есть и какие вызовы на пути к этому необходимо будет пройти?

Можем выделить пять основных составляющих.

Во-первых, физическая безопасность месторождений и критической инфраструктуры. Фактор войны является настоящим «черным лебедем», предсказать все факторы влияния которого весьма затруднительно. По оценкам правительства, российская армия разрушила, повредила или оккупировала 90% ветровых электростанций, 30% солнечных станций, более 30% когенерационных установок, а также Запорожскую АЭС. Известно также о более чем 330 разрушенных котельных, захваченной Луганской ТЭС. В зоне боевых действий или в непосредственной близости к ним находятся Харьковщина, один из ключевых газодобывающих районов и угольные шахты Донетчины и Днепропетровщины, а также Углегорская ТЭС. На Кураховской и Славянской ТЭС работа не ведется. Ряд теплоцентралей — в Чернигове, Северодонецке, Ахтырке и Кременчуге — разрушены. Кроме успехов ВСУ в борьбе с врагом и быстрого восстановления объектов, где это возможно, уже сейчас необходимо готовить для развертывания мобильные модульные котельные и генераторы. Чем больше такого оборудования у нас будет, тем лучше.

Во-вторых, наличие четкого плана действий на всех уровнях власти. В начале июня уже был создан кризисный штаб по подготовке к следующему отопительному сезону, который возглавил вице-премьер Алексей Чернышев. Также инициирован мораторий на повышение тарифов на газ, тепло и горячую воду в период военного положения и 6 месяцев после его завершения — хоть и за счет миллиардов бюджетных компенсаций «Нафтогаза», теплоснабжающих компаний и местных бюджетов. Другой тенденцией является усиление роли «Нафтогаза» как инструмента государства параллельно со сворачиванием рыночных отношений. Компания получила в управление 26 операторов газораспределительных сетей, 6 ТЭЦ, поставляет по фиксированным ценам газ для производителей тепла, ОСМД и облгазов, планирует стать важным игроком на рынке нефтепродуктов. В конце концов, в портфеле «Нафтогаза» оказались практически все бытовые потребители газа. Очевидно, такой монополизм и централизация считаются оправданным в военное время, чтобы пройти зиму. Однако остаются вопросы финансовой возможности такой модели по завершению отопительного сезона.

В-третьих, своевременное формирование запасов энергоносителей. В июне правительство запретило любой экспорт украинского газа, угля и мазута для концентрации национальной добычи сугубо на обеспечение потребностей прохождения отопительного сезона. Согласно видению правительства государству необходимо накопить 19 млрд кубометров газа и не менее 2 млн тонн угля. В июне наши запасы составляли, соответственно, 10 млрд кубометров и более 1 млн тонн. По оценке главы «Нафтогаза» Юрия Витренко, к цели необходимо импортировать 6 млрд кубометров газа стоимостью $8 млрд. Если не принимать во внимание финансовую сторону вопроса, то дополнительной проблемой является колебание уровня спроса и объемов добычи в результате военных действий. Именно поэтому сложно оценить, насколько адекватны правительственные цели по накоплению энергоносителей.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Подписаться
Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Еще одним вызовом является логистика. Украина уже имеет опыт прохождения предыдущего отопительного сезона, когда в условиях накладывания запрета РФ на экспорт угля были проведены закупки у ЮАР, США и Колумбии. Теперь, в условиях заблокированных черноморских портов, необходимо наладить доставку угля по железной дороге с западного направления — в частности, из балтийских портов Польши. Речь также идет о расширении гарантированных мощностей для физического (не виртуального) импорта газа со стороны наших западных соседей (Словакия, Венгрия, Польша, Румыния). Польское направление аналогично перспективным и для получения регазифицированного сжиженного газа через терминал в Свиноуйсьце.

В-четвертых, финансовое обеспечение энергетического импорта и социально приемлемой цены. В период аномально высокой стоимости энергоносителей на мировых рынках многие правительства прибегают к вмешательству в рынок и даже регулированию цен. В Украине правительство и до войны применяло такое регулирование на рынке газа через базовые годовые предложения и балансирующую группу «Нафтоаза». Теперь же стоимость фиксации тарифов на довоенном уровне и погашение долгов составляет 264 млрд грн — колоссальная сумма! При этом основным источником должна стать международная помощь на около 188 млрд грн.

Беспрецедентная поддержка иностранных партнеров Украины является фактором, придающим оптимизм, однако привлечь около $6,35 млрд даже сейчас выглядит сложной задачей. Пока только Европейский банк реконструкции и развития предоставил «Нафтогазу» ссуду в размере 300 млн евро для обеспечения текущих потребностей энергетической безопасности, в том числе и на закупку необходимых объемов газа. Не исключено, что именно слабые перспективы привлечения значительных сумм средств подтолкнули к дискуссиям о предоставлении природного газа по программе ленд-лиза США.

В-пятых, рост энергоэффективности и использование альтернативных источников тепла на бытовом уровне. Роль отдельных ОСМД и домохозяйств в подготовке к зиме тоже сложно переоценить. Мерами, которые могут уменьшить спрос, являются утепление и другие шаги по термомодернизации зданий, а также использование других отопительных ресурсов, помимо природного газа (прежде всего биомассы: щепа, твердотопливные гранулы и т. п.). К тому же в правительстве также разрабатываются планы по запуску парка модульных котельных, которые, работая на газе, угле или твердых видах топлива, могут обеспечивать теплом сразу несколько домов в местностях, где разрушенные войной котельные не удалось бы восстановить до зимы.

Первоочередную роль должна сыграть культура энергопотребления. Каждый из нас, как потребитель, должен знать и делать все, чтобы экономить энергию где только возможно. Необходимо как максимальное информирование населения о возможностях помощи, предлагаемых Фондом энергоэффективности, так и разработка дополнительных программ поддержки в сжатые сроки — по примеру грантовых программ «єРобота».

Другие новости

Все новости