Компании / Рынки

14 июля, 12:10

Эксклюзив НВ

«30 вагонов оборудования». Интервью с владельцем завода Пожмашина о релокации с Черниговщины — история переселения

Автор: Артем Ильин
Из-за российского вторжения в Украину многие предприятия вынужденно остановили производство. НВ бизнес пообщался с Олегом Аверьяновым, СЕО и владельцем компании Пожмашина, решившегося перевезти оборудование для производства сельхозтехники.

Полномасштабное российское вторжение на территорию Украины привело к сложностям в работе многих компаний. Сотни предприятий уничтожены ракетными обстрелами или боевыми действиями прямо на их территории. Для предотвращения такого развития событий некоторые бизнесмены решились на релокацию, то есть перевозку своих производственных мощностей в другие регионы Украины или даже за границу.

Сложнее всего в этой ситуации крупным промышленным предприятиям, которые не всегда могут быть эвакуированы. В последний раз подобные истории возникали 80 лет назад во время вторжения фашистской Германии на территорию Советского Союза.

НВ Бизнес пообщался с Олегом Аверьяновым, СЕО и владельцем компании Пожмашина (пгт. Ладан, Прилуцкий район Черниговской обл.), которая производит не только пожарную, но и сельскохозяйственную технику. Это автозерновозы, прицепы, бункеры-перегрузчики и т. д. После того, как российские войска вплотную приблизились к городу Прилуки, рядом с которым базируется его предприятие, бизнесмен остановил производство и решился вывезти часть оборудования на запад Украины.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Подписаться
Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

— Было ли какое-то конкретное событие, после которого вы решили, что нужно делать релокацию?

— Конечно, началась война. Но у нас есть своя предыстория. До войны производство пожарной и сельскохозяйственной техники было организовано на базе компании Пожмашина в пгт. Ладан в Черниговской области. Но это разные направления, разные рынки, разные бизнес-модели. И мы еще до войны обсуждали необходимость разделить их. Невозможно до обеда производить пожарную технику, после обеда — сельскохозяйственную. То есть, мы планировали разделять эти направления. Но на базе Пожмашины.

Когда начались активные боевые действия на территории Черниговской области и Прилукского района, возникли риски уничтожения предприятия. Мы прекратили производство.

В этот момент поняли, что требуется релокация производственных мощностей в более спокойные районы Украины. Мы выбрали Львовщину.

— Что именно вы перевезли?

— Мы переместили оборудование, которое дает 100% возможность производить сельскохозяйственную технику. В случае необходимости, мы можем частично организовать производство пожарной техники.

Один из станков, перевезенных на новую производственную площадку Egritech во Львовской области / Фото: Пожмашина

— Некоторые ваши конкуренты еще до войны открыли предприятия в Восточной Европе. Почему вы решили остаться в пределах Украины?

— Нас приглашали в Польшу. Поляки очень активно ведут работу по этому направлению. Тем целые программы, которые работают на поддержку бизнеса, чего нет у нас. Переезжает активный бизнес, который создает добавленную стоимость в нашей стране. И поляки ясно это понимают и приглашают к себе, создают условия.

Но если все предприятия уедут, то когда закончится война, Украина не сможет возобновить производство, может возникнуть безработица. Необходимо сохранять и создавать рабочие места в стране. Я считаю, что экономический блок правительства должен активнее заниматься этим вопросом.

— Как вы подбирали новую площадку?

— Релокация производства — это не компьютер закрыл, сложил его в сумку и уехал. В нашем случае — это 30 вагонов оборудования.

— Ого!

— За неделю найти площадку — это не так просто. Хотя облгосадминистрации оказывали помощь в поиске предприятий-партнеров. Предлагаемые условия — это аренда, выкуп или совместная деятельность. Никто ничего даром не давал.

— Вообще был выбор площадок?

— Да. Я месяц ездил по разным предприятиям: и частным, и государственным. В то время когда оборудование демонтировали. Это два месяца срока: демонтировать, погрузить на вагоны. Вагоны ехали временно на склады во Львовскую область. Пока оно ехало, я проводил переговоры на каких условиях — оптимальных для нас — мы могли бы договориться. К сожалению, многие бизнесмены предлагали стоимость аренды или выкупа по ценам промышленных предприятий Чехии или Германии. Злоупотребляли этим. Но было много предпринимателей, которые с пониманием относились.

— Вы остановились на аренде?

— Да, пока на аренде. Работаем дальше на выкуп.

— Сколько будет рабочих мест на этой площадке?

— Около 100 рабочих мест. Пока что вахтовым методом наши работники работают. Проводим работу по привлечению местных. Я планирую, что на этом предприятии будет работать 150 местных работников, в том числе переехавших на запад Украины с временно оккупированных территорий.

— Воспользовались ли вы правительственной программой релокации?

— Да. В первую очередь, это бесплатная перевозка Укрзализныцей. За свой счет перевезти такой объем оборудования — это очень дорогое удовольствие. Укрзализныця оперативно отработала.

Мы благодарны государству за эту программу. Также благодарны Львовской ОГА за то, что они предоставляли и предоставляют бесплатное размещение наших работников в общежитиях. Потому что это тоже вопрос очень важный. Жилье на западной Украине в период активных боевых действий стоило дороже, чем в Европе.

— Работает ли новая площадка на Львовщине?

— Завершаются монтажные работы. В июле мы его запускаем.

— А когда начался переезд?

— В апреле.

— В какую сумму вам обошлась релокация?

— Это еще не окончательная сумма. Но примерно в 15 млн гривен. Это с учетом того, что часть расходов на себя взяло государство.

— На что тратили деньги?

— На новом месте нужно было организовать строительные работы, провести ремонты в помещениях, сделать крышу, подключиться к воде, газу, свету и тому подобное.

— То есть, несмотря на возможность выбора, новая локация все равно не идеальна?

— На западе Украины многие промышленные предприятия остановились 10−15 лет назад. Их помещения находятся в соответствующем состоянии. Инфраструктуру нужно восстанавливать.

— На каком уровне от довоенных объемов производства вы планируете производить сельскохозяйственную технику?

— Думаю, что 30% от довоенного с выходом на 50% до конца этого года.

Сельскохозяйственная техника Egritech, которую производит Пожмашина / Фото: Пожмашина

— Есть ли у вас планы увеличения производства до довоенного уровня?

— Мы пока еще осторожны в прогнозах. Первоочередная задача — сохранить производство, сохранить работников и постепенно восстанавливать объемы полностью остановленного производства.

— А пожарная техника тоже не выпускается?

— Да. Государство не закупает пожарную технику отечественного производства. Поэтому сельхозтехника может стать тем направлением, которое сохранит все наше предприятие.

— Что происходит с поставкой сырья? В частности стального проката, который, по-видимому, частично был из Мариуполя.

— Поставщики металла и сырья работают над вопросом замещения, но это проблема. Пока нет катастрофы, но цены выросли в 2−2,5 раза.

— Металлурги начали жаловаться, что цены на руду и металл резко уменьшаются

— Они в 2,5 раза выросли [за последний год-полтора]. Из-за отсутствия спроса цены падают. Но не такими темпами.

— Вы планируете оставить такую конфигурацию: одна площадка на западе Украины, другая — на севере?

— Да. После окончания войны компания будет иметь два завода. В Черниговской области будет производиться пожарная техника, а во Львовской области — сельскохозяйственная.

С началом войны в Украине рынок с/х техники снизился. Мы переориентируем производство и продажи на экспортные рынки. Это Польша, Румыния, Болгария, Чехия, Молдова. С учетом этого логистика с запада Украины будет более оптимальной.

Другие новости

Все новости