Эксперты

11 июля 2022, 12:20

Эксклюзив NV

Экономический шок от войны в Украине

Дебора Револтела

Главный экономист и директор экономического департамента Европейского инвестиционного банка

Сбои в торговле и инфляция в Украине оказывают давление на компании и домохозяйства, угрожая сорвать восстановление Европы и погрузить многих людей в бедность.

Война в Украине подвергает угрозе экономическое восстановление Европы. Российское вторжение повлекло за собой массовый гуманитарный кризис — почти семь миллионов украинцев покинули страну. Конфликт и связанные с ним санкции сорвали экспорт товаров из страны, таких как металлы, пищевые продукты, нефть и газ, подняв инфляцию до уровня, невиданного за последние десятилетия.

Ожидается, что показатель реального экономического роста внутри Евросоюза в 2022 г. упадет значительно ниже 3% по сравнению с прогнозом 4%, который давала Еврокомиссия до начала полномасштабной войны. Дальнейшие перебои в торговле или усиление экономических санкций могут погрузить европейскую экономику в рецессию.

Замедление темпов экономического роста особенно заметно в соседних с Украиной Польше и Венгрии — странах, которые к тому же принимают много украинских беженцев. Италия и Германия, в значительной степени зависящие от российских нефти и газа, также испытывают давление.

Затягивание уже затянутых поясов

Кризис COVID-19 ослабил предприятия ЕС, особенно малые. Компании только начали медленно отходить от государственной поддержки, когда в Украину пришла полномасштабная война. Теперь эти предприятия столкнулись с повышением цен на энергоносители, сокращением торговли и потенциально более высокими финансовыми затратами, поскольку банки пытаются избежать риска. Департамент экономики Европейского инвестиционного банка проанализировал влияние войны на прибыльность компаний ЕС.

Мы разработали модель с несколькими предположениями:

  • счета компаний за электроэнергию удвоились как минимум за год;
  • компании покрыли эти более высокие расходы за счет уменьшения собственной прибыли вместо того, чтобы повысить цены на продукцию;
  • экспорт в Украину, Россию и Беларусь полностью прекращен.

Согласно нашей модели, доля теряющих деньги компаний ЕС увеличивается с обычного среднего показателя в 8% до 15% в течение года после начала вторжения. Доля компаний, рискующих не погасить долги, также растет с 10% до 17% за тот же период. Более всего страдают компании в отраслях транспорта, химической и фармацевтической промышленности, продовольствия и сельского хозяйства. Предприятия, расположенные в близких Украине Польше, Латвии и Литве, также значительно пострадали, как и компании в Греции, Хорватии и Испании.

Сбои экспорта в Украину, РФ и Беларусь в целом оказывают незначительное влияние на компании ЕС. В 2019 г. доля экспорта в эти страны составляла всего 11% ВВП. Однако некоторые страны Восточной и Центральной Европы, такие как Эстония и Литва, пострадали гораздо больше. Так, экспорт в Украину, РФ и Беларусь составляет более 5% ВВП Латвии и Литвы.

Зависимость Европы от экспорта ископаемого топлива с годами также снизилась, поскольку производство стало менее энергоемким, а экономика переориентировалась на сферу услуг и технологии. Но опять же энергетическая зависимость варьируется среди европейских регионов. Производство в некоторых странах, в частности, Литве, Греции и Хорватии, остается относительно энергоемким, тогда как производство Люксембурга очень мало зависит от энергии.

Десять стран ЕС сильно зависят от РФ из-за импорта нефти и газа (см. диаграмму ниже). Для этих стран большая часть импорта газа и нефти из-за границ ЕС поступает из РФ. Зависимость от нефти и газа для производства энергии в этих странах также выше. Очевидно, что государства, предпринявшие шаги по развитию возобновляемой энергетики, биотоплива и ядерной энергетики, менее зависимы от российских поставок. Однако РФ — столь важный поставщик для международных рынков нефти и газа, что любые нарушения торговли — санкции или подобные меры — приводят к повышению цен.

Инфляция может усугубить проблему бедности

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Подписаться
Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Украина и РФ — важные поставщики энергоносителей и сельскохозяйственной продукции. Поскольку боевые действия наносят ущерб производственным мощностям, цены на значительное количество основных продуктов будут расти. Особенно когда речь идет о продуктах, которые сложно заменить, таких как пшеница, удобрения и газ. Ожидается, что в 2022 г. инфляция в еврозоне превысит 6%, что на 2,5% больше прогнозируемых показателей несколько месяцев назад.

Такой рост цен может подавить спрос. По нашим оценкам, рост цен примерно на 2–2,5%, вызванный войной, может снизить реальное частное потребление в Евросоюзе на 1,1%. Более того, рост цен на пищевые продукты и энергоносители нанесет большой удар по менее состоятельным домохозяйствам.

Экономический департамент ЕИБ смоделировал влияние роста цен на домохозяйства ЕС, особенно наиболее уязвимые. Расчеты учитывают страны, где корзина базовых товаров более чувствительна к ценам на пищевые продукты и энергоносители — прежде всего в Центральной и Юго-Восточной Европе. Моделирование также предполагает, что цены на нефть останутся высокими, по меньшей мере, в течение нескольких следующих месяцев. Кроме того, этот прогноз принимает во внимание способность домохозяйства экономить и использовать сбережения для компенсации более высоких цен.

Модель демонстрирует, что повышение цен на продукты питания и энергоносители поражает домохозяйства с низким уровнем доходов непропорционально в разных странах ЕС. В более богатых странах Северной и Западной Европы эти домохозяйства лучше справляются с повышением цен, чем в Центральной и Юго-Восточной Европе. Это обусловлено прежде всего более высоким уровнем доходов и сбережений.

Более бедные домохозяйства в Словакии, Литве, Латвии и Болгарии гораздо больше страдают от роста цен, чем в Нидерландах или Франции. Повышение цен на 2–2,5% в Словакии увеличит долю людей, которым грозит бедность, на 4,3%, то есть примерно на 230 тыс. человек.

Чтобы защитить наиболее уязвимые слои населения от погружения в бедность, европейским правительствам снова придется вмешаться и предоставить «подушку безопасности». Государственные средства и государственная политика сравнительно хорошо сработали по преодолению бедности во время пандемии. Однако резкий рост цен создает новую угрозу.

Банки под давлением

Конфликт заставил некоторые европейские банки, например Райффайзен, рассмотреть возможность выхода из РФ. В общем, прямая зависимость европейских банков от РФ и Украины сравнительно незначительна. По данным Европейского банковского управления (European Banking Authority, EBA), на конец 2021 г. общая сумма кредитных средств, выданных европейскими банками в РФ (кредиты, авансовые платежи и долговые ценные бумаги), составила 76 млрд евро, тогда как кредиты в Украине — 11 млрд евро.

Наиболее активными в РФ были австрийские, французские и итальянские банки, в то время как в Украине — французские, австрийские и венгерские. Вместе с тем австрийские и венгерские банки сообщили, что кредиты в РФ и Украине составляют более 2% их общего кредитования. В общем, за последние годы банки достаточно увеличили свои резервы капитала, чтобы иметь возможность покрыть любые убытки в регионе.

В настоящее время наибольшим источником риска является общая сумма кредитов банков в такие сектора, как химическая и пищевая промышленность, транспорт и сельское хозяйство, наиболее пострадавшие от перебоев в торговле. Однако в среднем только 30% банковских кредитов ЕС поступало в сектора из зоны риска.

На самом деле самая большая угроза для экономики заключается в том, что кредиты иссякают. Рост процентных ставок уже привел к удорожанию кредитов. Стандарты кредитования стали увеличиваться в Центральной и Юго-Восточной Европе. Нагрузка на компании ЕС также может привести к ухудшению качества кредитов, что заставит банки сомневаться в предоставлении кредитования. Это серьезный вызов для компаний и без того споткнувшихся от двойного удара.

Другие новости

Все новости