Эксперты

9 сентября, 10:26

Эксклюзив НВ

Хватит все списывать на войну

Вячеслав Климов

Совладелец Нова пошта, президент Союза украинских предпринимателей

Полномасштабная война — стресс-тест для бизнеса. Это время, чтобы пересмотреть стратегии, сделать инвентаризацию бизнес-процессов, найти слабые места и новые возможности. Бизнес, который переживет эти времена, способен пережить что угодно.

Каждый человек, который сейчас находится в Украине, рискует. И мы все осознанно приняли этот риск и с ним согласились. И самое главное, это нас не деморализует, а наоборот, открывает скрытые внутренние силы: мужество, решительность, открытость на взаимоподдержку и новые для себя решения. Поэтому мы должны как можно быстрее выйти из режима «переожидания» и перейти к развитию.

Одна из сильнейших мотиваций, чтобы работать еще больше, — понимание, что «экономический фронт» сейчас тоже крайне важен. Украинский бизнес должен найти такие решения, которые позволили бы и в это время зарабатывать, платить налоги и зарплаты. Сейчас мы можем создать одну из самых мощных экономик Европы. Удастся ли — во многом будет зависеть от того, насколько эффективно и упорно заработают бизнесы.

Ищите актуальные ниши

Каждый должен делать то, что умеет и делал раньше, но еще более качественно и эффективно. Сейчас время, когда создаются новые бизнес-ниши и меняется спрос на разные виды товаров. К примеру, с волной внутреннего перемещения возрос спрос на продукты первой необходимости. Второй сектор — это экипировка для защитников, а накануне предстоящей зимой — уже взметнувшийся вверх спрос на обогреватели, термобелье, электроодеяла и все, что позволит легче пережить холод.

Если вспомнить время пандемии, то утратившие свой привычный рынок сбыта бизнесы перестраивали производства на пошив масок, создание щитков для медиков, развивалась сфера курьерской доставки и онлайн-сервисы.

Во время любого кризиса люди не сводят свои расходы на ноль, но начинают покупать другие товары и пользоваться другими услугами. Тот, кто вовремя поймет, что требуется клиентам, кто окажется более гибким — тот крепко удержится на рынке.

Поэтому если вы только планируете начинать бизнес и думаете, стоит ли сейчас это или нет делать, я однозначно скажу — начинайте. Необходимо занимать те ниши, которые будут быстро развиваться в Украине. Не будет другого времени. Не будет времени лучше или хуже для начала. Мы начинали бизнес в 2001 году. Как потом оказалось, это были, возможно, лучшие времена для старта. Но когда мы начинали, то этого не знали и не думали об этом.

Глубоко проанализируйте свои процессы и исправляйте ошибки

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Подписаться
Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Во время войны каждая компания проходит стресс-тест, когда появляется испытание на прочность и устойчивость связей. В условиях экономии и сокращенных бюджетов наступает время подумать об оптимизации и эффективности процессов. Пересмотреть всю свою внутреннюю «кухню» и понять, что можно делать лучше/быстрее/дешевле.

Есть популярное мнение, что строить планы сейчас «несвоевременно», надо жить одним днем. В бизнесе это не работает.

К примеру, в марте наши показатели ухудшились в три раза. Вместо одного дня, как это было до войны, мы начали доставлять за 3−4 суток. Казалось бы, можно списать на войну и удовлетвориться таким результатом. Вместо этого мы проанализировали внутренние процессы и поняли, что внутри было много ошибок. И если до 24 февраля эти ошибки не оказывали существенного влияния на общий результат, то сейчас все стало видно, как на ладони. Следовательно — мы создали и доработали «диспетчерское управление», которое анализирует историю каждой посылки, где она и что с ней, видим, когда и почему она вышла не по графику или уехала не по своему маршруту. Это позволило нам улучшить показатели скорости не только во время войны, но и перспективы.

Усиленно заботьтесь о своих клиентах

Из-за полномасштабной войны мы все стали более уязвимыми. Общая беда и общий враг нас объединили и сблизили. Отношения между брендами и их клиентами стали более тесными: люди сейчас резко реагируют на ошибки компаний, и наоборот, — становятся преданными покупателями бренда, с которым оказались на одной волне.

Так случилось, что большое количество выехавших до 24 февраля посылок так и остались неполученными. Люди эвакуировались, переехали в другие регионы или просто забыли о своих отправлениях, потому что им было не до того. Можно было бы не учитывать, но мы до сих пор ищем клиентов, чтобы отдать им эти посылки: разыскиваем и отправителя, и получателя, пытаемся передать вещь в любую точку Украины. Если человек уехал за границу, то мы сохраняем посылку на нашем специальном складе до его возвращения. Мы поставили своей целью не быть безразличными к каждой ситуации, когда посылка остается «незабранной» в отделении. Мы понимаем, что клиент мог столкнуться со сложной ситуацией, поэтому делаем все, чтобы пойти навстречу.

Подготовьте компанию к марафону «долгосрочная война»

Есть популярное мнение, что строить планы сейчас «несвоевременно», надо жить одним днем. В бизнесе это не работает. Пора осознать, что война завтра не закончится, и построить несколько стратегий для разных сценариев. Мы готовим нашу компанию к «марафону долгосрочная война» и не хотим ставить на паузу развитие. Поэтому продолжаем многие проекты, которые начинали до войны: улучшаем мобильное приложение, развиваем систему почтаматов, оптимизируем логистику.

Развитие бизнеса не должно стартовать на следующий день после победы. Делайте, что можете уже сейчас.

С победой ваш бизнес должен быть версии 2.0, 3.0 или 5.0

Хуже всего, что можно сделать после победы — вернуть все в то состояние, в котором оно было до 24 февраля. Пережив столь серьезное потрясение и завоевав свою свободу, страна должна развиваться дальше уже совершенно в новом формате: более технологичной и успешной. Всем понятно, что мы живем с имперским агрессивным соседом — и это никуда не денется, это наша хроническая болезнь. Мы с этим будем жить, и это трансформирует наше государство.

Все, что плохо работало до 24 февраля, не должно вернуться. Это касается экономики в целом и бизнес-сектора. Когда тебя выталкивают из зоны покоя и комфорта, это лучшее время, дабы пересобрать свой бизнес и исправить все его недостатки. Победой в этой войне станет не только военная победа, но и коренное изменение социальной и экономической жизни страны. Принять участие в этом процессе — ответственность каждого сознательного предпринимателя и украинца.

Другие новости

Все новости