Полет по расчету

Полет по расчету

Новые технологии и американский военный опыт сделали из группы харьковских постсоветских предприятий игрока мирового уровня.

Впервые о внедрении IT-технологий для управления бизнесом бывший советский инженер, а ныне председатель правления одного из крупнейших игроков украинского авиарынка  компании ПАО ФЭД  Виктор Попов задумался в 1999 году. Тогда его поразило, что эти технологии помогли оборонным предприятиям США в два-три раза ускорить процесс научных разработок и создания новых продуктов, а также повысить эффективность производства на 30-40%.

В результате компания, без продукции которой сегодня не обходится ни один самолет или вертолет в странах СНГ,  запустила масштабный проект по внедрению автоматизированной системы планирования, учета и анализа бизнес-процессов ERP (Enterprise Resource Planning -  англ.). Сегодня это позволяет ей на равных конкурировать с крупнейшими игроками мирового уровня.

Родом из СССР

 Топливный насос-дозатор для авиационного двигателя – одно из самых сложных и трудоемких изделий предприятия. Насос состоит из нескольких тысяч комплектующих, поэтому планирование его производства связано с обработкой огромного объема информации.

 

История компании тесно связана с харьковским машиностроительным заводом ФЭД, основанным в далеком 1927-м. В 1971 году на его базе было создано харьковское машиностроительное объединение ФЭД, в которое также вошли Волчанский агрегатный завод, Первомайский машиностроительный завод и Харьковское агрегатное конструкторское бюро.

"Один топливный насос-регулятор для двигателя вертолета состоит из нескольких тысяч комплектующих".

После развала СССР объединение пережило ряд трансформаций, в результате которых появилось публичное акционерное общество ФЭД. Перестройка на рыночные рельсы заняла некоторое время. Но уже во второй половине 1990-х ФЭД вернулась к полноценному производству своей профильной продукции – авиационных агрегатов, а спустя некоторое время присоединилась к межгосударственной ассоциации Союз авиационного двигателестроения, который объединяет большую часть предприятий авиационной промышленности стран бывшего СССР. 

 

 

Виктор Попов
председатель правления ПАО ФЭД


По словам Попова, фэдовскими авиационными агрегатами сегодня оснащен буквально каждый самолет или вертолет, произведенный в странах СНГ. Компания активно сотрудничает с авиапредприятиями в Азии, в частности сейчас принимает участие в тендере китайской государственной авиационной компании AVIC на изготовление гидравлической системы для регионального авиалайнера МА700. Конкурентами украинской компании здесь выступают такие гранды, как Liebherr, Goodrich, Mug и Parker.

В ноябре прошлого года ФЭД удалось одержать победу в тендере на разработку и поставку теплообменника для спутника французской компании Thales Alenia Space. Для этого она в 2014 году получила международный сертификат качества авиационной и космической продукции. В этом году ФЭД закончила сертификационный процесс (аттестацию, аудит) по присвоению европейского стандарта AS/EN 9100 в области проектирования, разработки, производства и ремонта изделий авиационно-космической техники.

Процесс планирования производства сократился от нескольких дней до нескольких секунд.

Компания постоянно инвестирует в техническую модернизацию производства и разработку новой продукции. Так по итогам 2015 года, 25% от ее общего оборота было решено инвестировать в развитие предприятия. При этом 10% средств пошли на закупку новых станков, а 15% – на финансирование разработки новой продукции.


Заморские премудрости

Основу производственного персонала предприятия составляют молодые специалисты. "ФЭД" предпочитает самостоятельно готовить сотрудников, а не переучивать тех, кто уже имеет опыт работы на других предприятиях  

 

Специфика работы ФЭД состоит в том, что выпускаемые предприятием изделия очень сложные. Например,"Один топливный насос-регулятор для двигателя вертолета состоит из нескольких тысяч комплектующих".

В связи с этим процесс планирования производства такого изделия требует четкой автоматизации. Для решения этой задачи харьковчане привлекли украинского разработчика – корпорацию IT-Enterprise, у которой есть опыт по разработке и внедрению систем класса ERP для отечественной промышленности.

По словам начальника IT-отдела ФЭД Сергея Соколова, раньше над комплектацией одного агрегата работали целые подразделения. И при таком огромном объеме информации люди могли ошибиться. А даже одна ошибка на таком производстве чаще всего приводит к задержке сборки всего изделия и срыву сроков отгрузки заказчику. Автоматизация процесса планирования производства изделия позволила избежать ошибок, " А сам процесс сократился от нескольких дней до нескольких секунд".

При этом предприятие экономит средства, которые ранее требовались на содержание огромной диспетчерской службы.

 

 

Сергей Соколов
начальник IT-отдела ПАО ФЭД

 

Система планирования производства также позволяет максимально эффективно сформировать график работы производственного персонала и избегать накладок, которые также могли стать причиной задержки производства. Благодаря внедрению системы планирования производства увеличение пропускной способности предприятия составило 19,6% это означает, что на том же оборудовании можно производить больше продукции.

Также планирование позволило оптимизировать логистику предприятия. "Система определяет необходимое для производства того или иного продукта количество сырья, а также информирует о его наличии на складе".

Это позволило отказаться от закупки сырья с запасом, а значит - снизить издержки. Кроме того, продукт IT-Enterprise полностью исключает возможность сокрытия хищений со склада.

 

 Производство авиационных агрегатов не допускает ошибок. Допустимая погрешность при производстве измеряется в микронах 

 

И.о. заместителя председателя правления по производству и логистике ФЭД Дмитрий Шигалевский рассказывает, что ERP-система помогает повысить ответственность сотрудников, поскольку требует вносить отметку о каждом факте выполнения той или иной операции, передаче детали на другое предприятие, получении и возврате инструмента.

"Система определяет необходимое для производства того или иного продукта количество сырья, а также информирует о его наличии на складе".

В будущем на ФЭД планируется обеспечить такой производственный процесс, при котором грузчики будут развозить детали по станкам, а необходимый измерительный инструмент и оснастка уже будут в наличии.

«При таком подходе бригадиру останется только контролировать качество. Вся подготовительная работа будет выполняться системой IT-Enterprise. Это наша окончательная цель, которая позволит сделать процесс оптимальным и максимально эффективным, а продукт - более качественным», – резюмируют Шигалевский. 


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Компании завтрашнего дня ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: