Вышли на большой экран. За год доля смартфонов среди мобильных устройств увеличилась в 1,5 раза — до 40%

МЕНЬШЕ СЛОВ: Неля Усс из lifecell говорит, что благодаря 3G и смартфонам украинцы стали меньше разговаривать по телефону и чаще использовать мобильный интернет

МЕНЬШЕ СЛОВ: Неля Усс из lifecell говорит, что благодаря 3G и смартфонам украинцы стали меньше разговаривать по телефону и чаще использовать мобильный интернет

За год доля смартфонов среди мобильных устройств, которыми пользуются украинцы, увеличилась в полтора раза — до 40%. Стимулом стало активное развитие 3G-сети, а следствием — рост трафика и спрос на тяжелый контент, прежде всего видео.

Украинцы все чаще предпочитают смартфоны мобильным телефонам. И хотя доля первых пока меньше, чем у традиционных аппаратов сотовой связи, рост налицо: по состоянию на конец апреля уже почти 40% устройств в сетях украинских операторов составляют именно смартфоны. Это данные телеком-ассоциации GSMA, эксперты которой уточняют: год назад доля подобных устройств была меньшей — всего 28%.

По этому показателю Украина — в мировом тренде: около 47% подключений на планете, по данным шведской компании Ericsson, приходится именно на смартфоны.

Причина стремительной смартфонизации лежит на поверхности: три крупнейших украинских оператора активно строят 3G-сети, то есть идеальную среду обитания для устройств подобного класса.

С февраля прошлого года Киевстар, Vodafonе Украина и lifecell получили от государства лицензии и начали 3G-экспансию. В итоге Киевстар увеличил инвестиции в сеть на 116% в год, охватив 3G-покрытием 35% страны. Vodafonе отчитался о построении своей “паутины” в 19 областных центрах. А lifecell для внедрения и покупки лицензии на связь третьего поколения нарастил в прошлом году инвестиции почти в восемь раз по сравнению с 2014‑м. И недавно компания заявила о том, что ее 3G-сеть работает в 617 населенных пунктах страны.

В итоге у Киевстара за год проникновение смартфонов в сети увеличилось на 8% и достигло 29%. У Vodafone оно составило 35% — плюс 10%. А у lifecell теперь почти половина абонентов пользуются смартфонами, и за год их доля выросла на 16%.

О том, что смартфоны покупают именно под 3G-интернет, говорит и тот факт, что около 70% аппаратов этой категории, которыми пользуются украинцы, поддерживают связь нового поколения.

“Такую популярность умных девайсов можно объяснить тем, что они помогают нам в работе, учебе, досуге, общении и во многом другом”,— рассказывает Святослав Горбань, директор по маркетингу Киевстара.

По его словам, в 2015‑м доля запросов в Google с мобильных устройств впервые превысила аналогичный показатель с настольных компьютеров. “Это говорит о том, что все больше людей используют смартфон как первый и единственный монитор”,— поясняет Горбань.

По его оценке, подобный рост будет продолжаться и через пять лет, а мобильный трафик вырастет в 10 раз.

Смартфоны и связь третьего поколения, позволяющая оперировать большими объемами данных, меняют и вкусы украинских пользователей. “С запуском 3G изменились не только объемы используемого трафика, но и предпочтения в выборе контента,— рассказывает Виктория Павловская, пресс-секретарь Vodafone Украина.— Так, потребление смещается в сторону более тяжелых видов трафика, таких как видеоконтент”.

 

 
 Дешево, но мощно

Смартфоны, как правило, дороже обычных мобильных телефонов — у них крупнее и технологичнее экран, мощнее “железо”, установлены дающие более качественное изображение камеры. За год цена подобных девайсов в гривне поднялась почти пропорционально росту доллара. Тем не менее за первые три месяца года изрядно обедневшие украинцы купили почти 802 тыс. новых умных телефонов. По данным Марии Колесник, старшего эксперта по телеком-рынку исследовательской компании GfK Ukraine, этот показатель всего на 3% ниже, чем за первый квартал 2015‑го.

Всего в сетях трех операторов зарегистрировано почти 20 млн смартфонов. Но с учетом того, что значительная часть подобных аппаратов имеет по две карты, реальное их число в Украине меньше. Точных данных нет.

Как говорит статистика Киевстара по состоянию на конец прошлого года, самым популярным брендом смартфонов среди их клиентов является корейский Samsung — его выбрала треть пользователей. Заметно реже — в 18% случаев — в руках пользователей Киевстара можно увидеть модели китайской компании Lenovo. За ними идут продукты от Nokia (12%) и Apple (10%). Замыкает топ-5 популярных аппаратов еще один корейский производитель — LG — с долей в 8%.

Если же оценить общие данные по рынку, окажется, что большинство украинцев выбирают самые дешевые модели. Так, по данным РБК, порядка трети смартфонов в Украине — это недорогие китайские бренды. Как правило, цена на большинство из них не превышает 5 тыс. грн. Среди требований к устройству — большой 5‑дюймовый экран и поддержка двух сим-карт, чтобы экономить на звонках.

 

СПЛОШНЫЕ СМАРТФОНОНОСЦЫ: Сергей Терещук из Ericsson
уверен, что скоро число смартфонов в Украине
превысит количество обычных мобильных

 

Одним из основных факторов, влияющих на выбор покупателя, является оперативная память. Нынешний украинский потребитель требует максимально быстрого отклика от своего девайса и склонен к использованию большого количества приложений, отмечает Колесник. Поэтому чаще всего соотечественники покупают устройства с 1–2 ГБ оперативной памяти.

Исследователи GfK Ukraine подметили еще одну характерную тенденцию прошлого года — популярность селфи и видео. Именно поэтому выросли продажи смартфонов с двумя камерами.

Среди мобильных операционных систем (ОС), установленных на смартфоны украинцев, с большим отрывом лидирует Google со своей Android. В сети Киевстара и Vodafone Украина ее используют 76% и 73% устройств соответственно. На втором месте прочно закрепились “яблочные” фанаты — 10% и 22%. Альтернативная операционка — Windows Phone — пока не может состязаться с самыми популярными мобильными ОС, занимая среди смартфонов в сетях большой двойки 4% и 3% соответственно.

Всего же, по данным исследовательской компании TNS, в среднем на одного украинца сейчас приходится 2,6 электронных устройства. Это не только телефоны и смартфоны, но и планшеты, ноутбуки, настольные компьютеры или игровые консоли. По этому показателю Украина ненамного отстает от среднего уровня Восточной и Южной Европы.

 

Все в руках

"Сбылась мечта работоголика!” — радуется Евгений Сысоев, управляющий партнер инвестиционной компании AVentures, комментируя запуск сети третьего поколения. Теперь он может работать на ходу не только в Калифорнии, где часто бывает и где 3G “летает” уже давно, но и в родной стране. Ранее, до запуска связи нового поколения на родине, его личная эффективность в Украине была ниже. Правда, сетует Сысоев, покрытие заканчивается практически сразу, как выезжаешь за пределы крупного города.

Но даже нынешняя растущая сеть 3G и увеличивающаяся “популяция” смартфонов начинают менять предпочтения клиентов. У всех трех крупнейших отечественных операторов последние несколько кварталов растет мобильный интернет-трафик. По данным Киевстара, за последний год его потребление увеличилось на 58,3% и в среднем составляет 360 МБ в месяц на один номер.

Чаще всего с помощью мобильного интернета пользователи смартфонов и сотовых ищут нужную им информация во всемирной паутине. У Киевстара доля подобного трафика достигает 63%.

На втором месте по популярности у клиентов всех операторов идет просмотр онлайн-видео. У того же Киевстара доля видеотрафика составляет 21,3%.

Обращения к соцсетям и мессенджерам существенно отстает — они занимают 4,99% и 2,04% трафика соответственно.

При этом, увеличивая время, проведенное в интернете, украинцы стали меньше звонить, говорит Неля Усс, коммерческий директор по потребительскому бизнесу lifecell. “Это говорит о постепенной диджитализации потребителей и том, что дата-трафик со временем будет превалировать в мобильной связи”,— считает она.

В lifecell с распространением 3G-сетей ожидают роста популярности банковских услуг, онлайн-шопинга для частных абонентов и телематических сервисов для корпоративных пользователей.

 

Последняя смартфония

К 2020 году, по прогнозу Сергея Терещука, технического директора Ericsson в Украине и Евразии, проникновение смартфонов в Украине достигнет 60%.

К тому времени подобные аппараты сильно трансформируются. Уже сейчас ведущие производители гаджетов — прежде всего Apple и Microsoft — разрабатывают гибкие дисплеи и экраны с осязаемыми рельефными кнопками. Эта технология позволит не только видеть, но и чувствовать изображение пальцами.

Существует и прототип такого гибкого смартфона с 3D-экраном: в начале января его представили ученые из канадского университета Queen’s.

Правда, век таких устройств будет недолгим. В Ericsson уверены, что смартфоны в привычном понимании исчезнут лет через пять. Их заменят системы искусственного интеллекта, которые будут встроены в большинство объектов. Подобные технологии полностью вытеснят смартфоны с рынка и превратят их в вещь из прошлого, убежден Терещук из украинского представительства телеком-гиганта.

 

Материал опубликован в НВ №18 от 20 мая 2016 года 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: