Топ-менеджер ПриватБанка Александр Дубилет назвал авторов информационных атак на его финструктуру

Топ-менеджер ПриватБанка Александр Дубилет назвал авторов информационных атак на его финструктуру

Александр Дубилет, многолетний топ-менеджер ПриватБанка, рассказывает о попытке россиян запугать миллионы его клиентов и объясняет, как смартфоны "убьют" очереди в отделениях Привата.

Александр Дубилет, председатель правления крупнейшего в стране по объему активов ПриватБанка, дает интервью примерно раз в год. Говорит, что ему не нравятся темы, которые поднимают украинские журналисты. “Часто эти интервью не о том”,— морщится он, замечая, что многие вопросы, которые задают СМИ, раскачивают лодку.

Самая же любимая тема 53‑летнего председателя правления, который возглавляет банк уже два десятилетия,— это технологические новинки, которые внедряет его банк. Здесь Дубилету есть чем гордиться. ПриватБанк во многом благодаря курсу главы правления на инновации первым в стране внедрил то, без чего сегодня банковские услуги в Украине представить невозможно,— sms-банкинг, интернет-банкинг, онлайн-переводы между картами.

Помимо этого, у банка — финансовой империи Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова — вторая по величине сеть отделений и крупнейшая по количеству банкоматов и платежных терминалов. В прошлом году ПриватБанк вышел в финалисты международного банковского рейтинга Retail Banking International, штаб-квартира которого находится в Лондоне, в номинациях Лучшая стратегия развития отделений и Лучшая инновация в платежах. И в кризисный 2015‑й, когда в Украине закрылись десятки банков, Привату удалось получить прибыль в размере 268 млн грн. Впрочем, эта сумма почти в три раза меньше прибыли за 2014 год.

А что же так сильно раздражает Дубилета? Вопросы о возможной национализации банка и его финансовой устойчивости, которые также волнуют почти 18 млн приватовских клиентов. О перспективе национализации ПриватБанка заговорили осенью 2015‑го: это допустила даже глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева. Как раз тогда Коломойский стремился удержать контроль над одной из крупнейших нефтегазодобывающих компаний страны — Укрнафтой, что дало основание некоторым аналитикам связать заявление Гонтаревой со стремлением властей избавить совладельца ПриватБанка от лишних аппетитов. Однако страсти улеглись, и Гонтарева вскоре назвала Приват среди тех финучреждений, которые выполняют все условия для успешной работы.

И хотя, по мнению Дубилета, любой его комментарий на тему о финансовой устойчивости ПриватБанка будет воспринят как отрицательный сигнал, НВ поговорило с ним и об этом.

 

Пять вопросов Александру Дубилету:

— Что вы считаете своим наибольшим достижением?
— Оно еще впереди.

— Что вы считаете своим наибольшим провалом?
— Оценить провалы можно только тогда, когда подводишь итоги, а я пока не хочу.

— Какая книга из последних прочитанных произвела на вас наибольшее впечатление?
— Последняя книга о том, как работать с современными call-центрами: Всегда ваш клиент: Как добиться лояльности клиента всего за один шаг. Авторы — Мэтью Диксон, Ник Томан, Рик Делиси.

— На чем вы передвигаетесь по городу?
— В будние дни на служебном автомобиле, в субботу на личном Range Rover.

— Кому бы вы не подали руки?
— Я постараюсь не встречаться с этим человеком. Но ваш вопрос ведь в том, кого я считаю морально недостойным. Да, есть такие. Вот в России есть люди, которых я считал раньше нормальными. У нас, наверное, тоже такие люди есть.

 

— Как информационная атака, которая проводилась в ноябре, отразилась на работе банка?

— Атака длилась две недели. Была sms-рассылка и статьи. Мы потом вычислили тех, кто занимался этим.

Мы отследили цепочку. Наше расследование показало, что все это шло из России. Как правило, такие атаки начинаются со статьи на каком‑то неизвестном сайте. В нашем случае это была запись в LiveJournal сантехника из Перми. Затем, как правило, идет перепечатка этой информации на каком‑нибудь российском сайте, а потом поисковику Google платят, чтобы в выдаче результатов поиска он подставлял этот сайт первым.

Конечно же, мы не смогли найти тех, кто отправлял sms. Дело в том, что большая часть этих рассылок шла из Донецка и Луганска.

Были локальные эксцессы. Один из банков повел себя недобросовестно. Но и этот конфликт был улажен [по словам зампреда ПриватБанка Олега Гороховского, Укргазбанк рассылал сообщения следующего содержания: “ПриватБанк заблокировал счета. Переходите к нам. Получите вовремя. Укргазбанк Черкассы”].

Клиенты ПриватБанка уже пуганые. И для них на самом деле важна платежная дисциплина. У нас с ней все в порядке, поэтому эти атаки быстро прекратились.

— Тогда СМИ писали, что банк трясут, чтобы насолить акционеру ПриватБанка Игорю Коломойскому.

— Я не знаю этого. Я лишь четко знаю, что на банк была организована информационная атака из России. Есть документальное тому подтверждение.

— Что было со вкладами в этот период?

— В период информационной атаки, то есть две недели ноября, у нас был очень небольшой приток депозитов. Причем по физлицам наблюдался плюс, а по юрлицам — отток.

В декабре и январе мы получили хороший прирост. Если говорить в целом, то приток был в мае, июне, июле. С середины июля до середины августа произошел провал на фоне неопределенной ситуации с дефолтом Украины. Это очень сильно повлияло на настроения вкладчиков.

Мы уже увидели оживление.

— Почему в ПриватБанке ставки по депозитам выше, чем в других банках?

— У нас нет самых высоких процентов. У каких банков, например, ниже?

— У банков с иностранным капиталом.

— Потому что банкам с иностранным капиталом деньги не нужны. Им относительно дешевые ресурсы дают материнские компании. В ПриватБанке сегодня ставки не выше, а ниже, чем в среднем по рынку.

Мы снизили процентную ставку по депозитам дважды за январь и один раз за февраль.

Когда мы говорим о процентной ставке, нужно внимательно посмотреть, у кого она самая высокая. У нас сегодня фактическая процентная ставка по нерасторгаемым депозитам находится на уровне 21% в гривне и 9,5% в валюте.

 


ГРУППА ПРИВАТ: Александр Дубилет почти 20 лет возглавляет ПриватБанк. На фото он с собственниками — Геннадием Боголюбовым (слева) и Алексеем Мартыновым
ГРУППА ПРИВАТ: Александр Дубилет почти 20 лет возглавляет ПриватБанк. На фото он с собственниками — Геннадием Боголюбовым (слева) и Алексеем Мартыновым


 

— А ПриватБанк для чего привлекает деньги?

— Нам необходимо возместить те ресурсы, которые мы потеряли в период оттока депозитов. Между нами и иностранными банками принципиальная разница в том, что у них большой объем ресурсов, привлеченных от материнских компаний. И тот объем, который они получили, не подвергается давлению.

У нас ситуация другая — ресурсы были местные. Плюс у нас есть ресурсы Нацбанка, и нам их нужно отдавать.

В конце прошлого года мы начали погашать кредит рефинансирования.

— Когда ПриватБанк разморозит банковское кредитование?

— Банковское кредитование не заморожено. Мы сегодня сосредоточены на банковском кредитовании, которое дает правильный доход и направлено на правильный сегмент. Я говорю о микрокредитовании бизнеса. С этим связаны те программы, которые мы активно развиваем.

Здесь есть одна особенность: когда мы говорим о микрокредитовании, это фактически кредитование физлиц. Это программы, которые стимулируют самозанятость, развитие семейных предприятий.

По нашим оценкам, эти программы сегодня могут дать миллион рабочих мест при вложениях порядка 20 млрд грн.

— Вопрос в стоимости денег.

— Когда мы говорим об инвестиционном кредитовании, вопрос стоимости денег очень важен. Например, если вы планируете купить в кредит оборудование для кафе, то для этого нужно $100 тыс. Приличная сумма. Если кафе прибыльное, за три-четыре года кредит можно вернуть. Речь о кредите, который выдают на капитальные затраты. Когда мы говорим о самозанятости, никаких капитальных затрат нет.

Если семья решила сама открыть кафе, они будут использовать свою собственную кофеварку, существующую квартиру на первом этаже, в лучшем случае сделают отдельный выход.

И здесь самый важный вопрос в удобстве доступа к кредиту. Должно быть удобно — это же маленький кредит. Если ты для получения его должен заполнить кучу бумаг, это не сработает.

Что делают сегодня профессиональные ростовщики? Они дают деньги под честное слово. Ставка — 2% в день. Никто не оформляет договор. Наша задача — сделать так, чтобы и наши кредиты можно было легко получить. Мы сейчас понимаем, что ставки по ним должны быть порядка 35% годовых, но с учетом того, что кредитом пользуются по необходимости, это будет совсем маленький процент.

— В прошлом году вы говорили, что НБУ определил размер докапитализации ПриватБанка в размере 8 млрд грн. Вы были не согласны с этой суммой. Почему?

— Я никогда не говорил, что не согласен c какой‑то цифрой. 8 млрд — это была сумма увеличения капитала по результатам стресс-тестирования 2014 года. Или начала 2015‑го.

Эта докапитализация уже произошла. Внесение капитала было в 2015 году.

— Сейчас есть необходимость в докапитализации ПриватБанка?

— ПриватБанк соблюдает нормативы НБУ. Что будет дальше, как будет развиваться ситуация на рынке — на это влияет очень много параметров. Потребуем мы дополнительного капитала или нет — будем решать так, чтобы выполнять все нормативы, которые от нас требует НБУ.

— ПриватБанк подал иски по имуществу в Крыму. О какой сумме идет речь?

— Порядка $1 млрд. Мы прошли все процедуры, и Стокгольмский арбитражный суд уже принял иски к рассмотрению. Естественно, Россия не принимает в этом участия.

Предмет исков — потерянное имущество, кредиты, активы.

— Почему в отделениях ПриватБанка часто очереди? Почему приходится стоять около часа?

— Час — это какой‑то несчастный случай. Хотя очереди в наших отделениях встречаются потому, что мы не успеваем перевести наших клиентов на проведение трансакций в смартфонах и компьютерах.

Часто для того, чтобы совершить платеж, клиент вынужден приходить в отделение. Хотя сегодня для большинства трансакций можно воспользоваться приложением для смартфона.

GfK [Международная исследовательская компания] дает цифры, что 87% людей, которые пользуются платежными приложениями для смартфонов, говорят, что они используют приложение Приват24. Всего же количество людей, которые скачали нашу программу на Android и iOS, составляет 3,6 млн. Понятно, что не все они используют приложение.

Поэтому наша задача — обучить пользоваться этими программами по миллиону клиентов в год. И вот когда мы ее будем выполнять качественно, когда мы обучим вас, как нашего клиента, проводить трансакции на смартфоне, а не идти в отделение,— очереди будут редким явлением.

А у меня, кстати, вопрос: у вас смартфон есть? Давайте поставим вам такую программку! Это ж интересно, смогу ли я вас обучить? Вы будете одним из миллиона клиентов.

[Дубилет берет в руки смартфон журналиста НВ, однако установить приложение там невозможно из‑за утери пароля к магазину мобильных приложений]

…Жалко-жалко, я показал бы вам, как это работает.

 

 
Материал опубликован в НВ №4 от 5 февраля 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: