Только 2 миллиона украинцев пользуются мобильным банкингом

Из 40 крупнейших банков страны только 15 имеют в своем арсенале мобильные приложения

Из 40 крупнейших банков страны только 15 имеют в своем арсенале мобильные приложения

Эксперты консалтинговой компании McKinsey&Company подсчитали, сколько украинцев используют интернет-банкинг. Этот показатель в разы ниже, чем в соседней Польше.

Для банковского сектора Украины характерен низкий уровень использования интернет и мобильного банка. Всего 9% розничных клиентов пользуются интернет-банком, а мобильным банком – 3%.

Такие данные приводит международная консалтинговая компания McKinsey&Co в отчете об исследовании украинского банковского рынка, который компания предоставила в распоряжение НВ.

В Польше, к примеру, ситуация кардинально отличается – интернет-банком пользуются 61% розничных клиентов, мобильный банк используют 15% онлайн-банкинга.

Подобные данные приводит и исследовательская компания GfK. В 2015 году активно интернет-банкингом в Украине пользовались только 10% из почти 70 млн клиентов. Для сравнения, в Польше доля клиентов, которые совершили хотя бы одну операцию в квартал, составило 61%.

Плохое проникновение онлайн-банкинга в украинские массы совпадает с низким проникновением банковских услуг и продуктов в целом. “Хотя в Украине хорошо развита инфраструктура отделений, банкоматов и терминалов, уровень охвата населения банковскими услугами на удивление низкий. Банковский счет имеют только 53% жителей страны”, – отмечают специалисты McKinsey&Co в своем отчете. В то же время в Польше соответствующая доля достигает 78%.

Интернет-банки набирают обороты

Тем не менее с каждым годом интернет-банкинг набирает популярности среди клиентов. Так, в 2015 году количество платежей через интернет, по данным НБУ, составило 256,4 млн операций, показав прирост в 112%. А объем платежей вырос вдвое – до 112,7 млрд грн.

Но, что интересно, по словам Андрея Малахова, директора департамента альтернативных каналов продаж Идея Банка, годовой прирост идентифицированных пользователей интернет-банкинга составляет ориентировочно 20%, что существенно ниже, прироста количества платежей – они увеличиваются на 50-60%.

Банкиры сходятся во мнении, что банки в продвижении онлайн-платежей играют далеко не первую скрипку – главным драйвером на рынке интернет-банкинга являются ритейлеры. “Сейчас революция находится не на стороне бизнеса, у банков уже нет проблем с этим [продвижением своих услуг]. Главный локомотив – это ритейл, технологии позволяют ритейлеру и покупателю финансово общаться через облако”, - говорит руководитель отдела связей с общественностью Приватбанка Олег Серга.

Пока-что же банки стремятся все услуги и продукты, которые внедряются, дублировать он-лайн. “Во-первых, это повышает качество обслуживания клиентов. Если нет человеческого фактора, качество чрезвычайное. Во-вторых, это позволяет разгрузить отделения, поскольку в интернет-банке можно сделать все, что угодно”, - говорит он. И это касается как веб-банкинга так и мобильного-банкинга.

Не все украинские банки на сегодня успели разработать мобильные приложения. По данным Простобанк Консалтинг, из 40 крупнейших по активам банкам страны, только 15 имеют в своем арсенале приложения

Блюдо дня от банков

Сегодня банки, как говорит директор департамента электронной коммерции и платежных средств Ощадбанка Владимир Москаленко, банки предлагают клиентам возможность контролировать движение средств, проводить переводы на другие счета, как в пределах одного банка, так и за его границы, осуществлять перевыпуск карт, управлять ограничениями по карточкам и блокировать их, оформлять депозиты и подавать заявки на кредиты, либо погашать задолженность перед банком. И таких функций насчитывается по 100-200 в каждом банке.

Но наибольшим спросом среди клиентов отечественной банковской системы пользуются самые простые услуги: перевод средств с карты на карту и оплата услуг мобильной связи. Так, переводы денежных средств между своими картами, клиентам своего банка и клиентам других банков производят 42-48% пользователей, в зависимости от типа услуг и в разрезе разных финучреждений.

Отчасти рост денежных переводов с карты на карту в интернете (Р2Р-переводы), как объясняет председатель правления Украинского процессингового центра (UPC) Антон Романчук, связан с геополитической ситуацией в стране – люди помогают друг другу, переводят деньги родственникам и знакомым, волонтёрским организациям, раненым.

Мобильный счет пополняют картой 25-30% пользователей. А оплату товаров проводят только около 15% клиентов, примерно столько же платят за коммунальные услуги

В тренде последнего года также резкое увеличение покупок билетов и, прежде всего, железнодорожных. “Это уже массовый сервис, который успел себя зарекомендовать, все научились им пользоваться – и дальше он будет расти”, - рассказывает Романчук. Билеты в кинотеатры, театры, на концерты тоже активно приобретаются через интернет, большой объем приходится на авиабилеты. “Люди переориентировались на самостоятельную организацию и планирование своего отдыха, и сами оплачивают авиабилеты в интернете, бронируют гостиницы”, - продолжает эксперт.

Еще одна тенденция, приобретающая массовый характер – покупки на иностранных сайтах. По картам банков-клиентов UPC в 2015 году на первое место вышли покупки на сайте AliExpress компании Alibaba, немногим ранее на первом месте был eBay (на котором оплачивали товары через PayPal).

Проблемы сегодняшнего дня

Украинские банкиры считают, что небольшой процент пользования онлайн-банкингом связан с низким уровнем финансовой культурой украинцев. В Украине до сих пор безналичные расчеты существенно отстают по объемам от кэшевых оборотов, что не в последнюю очередь связано с высокой долей зарплат в конвертах.

Еще одним препятствием для более глубокого проникновения интернет-банкинга, по словам Илоны Бондар, начальника сектора развития электронного бизнеса ОТП Банка, это достаточно низкое проникновение интернета в Украине.

По данным портала InternetWorldStats количество пользователей интернета в Украине на начало прошлого года составило 19,1 млн, это 43,4% населения страны

Среди группы населения в возрастной категории 45-54 года, по словам Бондар, всего 14% пользуются интернетом. В группе 25-40 лет – около 30%. ‘‘А международный опыт свидетельствует, что массовое пользоваться онлайн-банкингом начинается, когда проникновение интернета превышает 60%’’, - говорит она. Поэтому, традиционно, наибольшее проникновение интернет-банкинга наблюдается среди клиентов в возрасте 25-45 лет, и только.

Существенной проблемой для продвижения онлайн-банкинга является излишняя зарегулированность в процессе внедрения технологий в массы со стороны государства. Например, власти только начинают разговоры о предоставлении возможности оплаты в сети Интернет государственных и муниципальных услуг. В то время как, в Европе давно реализована возможность использования электронных билетов и онлайн-проездных, которые можно показывать со смартфона.

Если центральные органы власти и муниципалитет направят больше усилий на внедрение новейших технологий в финансовый быт украинцев, то и спрос на расчёты в онлайн будет выше.

Мошенничество, как тормоз прогресса

Кроме того, со стороны государства и банки, и клиенты ждут боле эффективной работы в сфере противодействия киберпреступности. Ведь сомнения в безопасности при онлайн-платежах – далеко не последний фактор, который удерживает пользователей проводить покупки в интернете.

Так, по данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, количество фишинговых сайтов, на которых собственники скомпрометировали данные своих карточек, растет на глазах. Если в первом квартале 2015 года таких сайтов зафиксировали всего два, их насчитали уже 38.

К марту 2016-го число фишинговых сайтов в Украине выросло уже до 67

Ни один госорган или организация не могут подсчитать реальные потери от такой угрозы. По данным ЕМА, за месяц работы такой сайт посещает 15-30 тыс. пользователей интернета. Более 80% фишинговых сайтов якобы предоставляют услуги пополнения мобильного телефона.

Еще одна уловка, которую применяют мошенники – звонки клиентам банков с целью выведать данные карты. Как правило, по словам Директора ЕМА Александра Карпова, мошенники представляются службой безопасности Национального банка либо какого-нибудь банка. В начале прошлого года ассоциация зафиксировала только 18 таких звонков, во втором квартале их число выросло до 124, в третьем – до 314, а под конец года, очевидно, учуяв прибыль, количество таких обзвонов резко превысило 2,3 тысячи.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: