Свой бизнес: когда война стала учителем

Участник АТО Александр Морозов рассказывает НВ Бизнес свою историю успеха
Фото: архив Александра Морозова

Участник АТО Александр Морозов рассказывает НВ Бизнес свою историю успеха

Как опыт военных действий на востоке Украины сделал из молодого разнорабочего незаурядного изобретателя салфеток для оружия.

Во время наибольшего отчаяния американка Джой Маргай изобрела чудо-швабру. А в 2016 году историю одинокой матери, которая благодаря незаурядному интеллекту и способностям не только преодолела бедность, но и сколотила многомиллионное состояние, экранизировали в киноленте Джой.

История эта не уникальна. Для Соединенных Штатов. Американцы на государственном уровне разрабатывают программы поощрения граждан к самозанятости и на создание инновационных продуктов. Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) ежегодно выдает более 300 тыс. охранных документов, защищающих права интеллектуальной собственности людей со всего мира. Изобретатели зарабатывают, а государство получает налоги в бюджет от таких предпринимателей.

В Украине документы, удостоверяющие неповторимость изобретения, нужно ждать около года. По сравнению с процедурами в США, это мелочи. В Штатах на патент ждут от 2 до 7 лет. И, несмотря на это, у нас на сегодня являются действующими лишь около 27 тыс. патентов, еще 13 тыс. наших соотечественников зарегистрировали права на свои изобретения за рубежом.

Эти данные свидетельствуют, что интеллектуальный и творческий потенциал, у Украины есть, чего нет – благоприятных условий для воплощения в жизнь уникальных идей.

В прошлом году молодой украинский предприниматель Александр Морозов решил пойти против тренда и пополнить ряды изобретателей. 25-летний житель Винничины запатентовал масляные салфетки для чистки оружия. На сегодня его компания Клин Шот (clean shot – чистый выстрел) не только осуществляет поставки изобретения украинским пограничникам и военным в зону АТО, качеством этого товара довольны и владельцы оружия в Армении и странах Африки.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

"20 января 2015 года, 7:30 утра. Колонна штурмовой роты 13 батальона 95-й отдельной десантно-штурмовой бригады из шести машин прорывается на взлетную полосу Донецкого аэропорта. Подрыв первой машины – раненые, первая помощь. Стрельба: РПГ, СПГ, танк", – вспоминает Александр Морозов времена своей службы в зоне АТО. В течение трех дней до этого рота безуспешно пыталась зайти в ДАП, чтобы вывести "киборгов", которые там еще остались. И все же прорыв осуществлен.

Изнурительные многочасовые бои наглядно демонстрируют ограниченность ресурсов, которые есть у украинских военных в борьбе с врагом. Во время боев, кроме загрязнений, которые возникают в результате интенсивной стрельбы, на оружие еще и налипает грязь. И после штурма оружие становится непригодным для ведения нормального боя, его нужно чистить, а возможности для этого часто просто не существует.


Александр Морозов во время службы на Востоке Украины

Александр Морозов во время службы на Востоке Украины



В нормальных стандартных условиях, как объясняет доброволец из ДУК Правый сектор Степан, каждый из военных имеет набор для чистки оружия: ершики, латунные и пластмассовые шомполы. Но еще нужно найти смазку. По возможности, используют моторное масло, или выпрашивают у водителей аэрозоль WD-40, в худшем случае – используют остатки переработанного масла. В некачественной консистенции часто содержится вода, которая за два дня может покрыть ржавчиной механизм и детали стрелкового оружия.

Кроме того, еще с советских времен предусмотрена целая процедура чистки оружия, но она несколько далека от суровой реальности. На специальных столах раз в день раскладываются детали, которые военнослужащий должен протереть за 45 минут. "Но так никто не делает. В реальности, когда есть возможность и час времени, сел где-то под деревцем, на футболочку разложил это все и чистишь", – рассказывает Степан.

"Но к тому же ты еще должен побегать за старшиной, подергать его, чтобы дал смазку. Потом бегаешь и ищешь какую-то тряпку, старый носок, рвешь белье эвакуированных товарищей, чтобы автомат привести в порядок", – описывает Морозов серые будни украинских военных.

В один из таких дней, когда подразделения противника на 12 часов взяли в кольцо роту, в которой служил Морозов, у него терпение лопнуло: "Как-то пришлось в течение двух недель использовать оружие моего раненого товарища, потому что не имел возможности почистить свой автомат. Просто не было чем. Тогда и пришло в голову, что надо что-то практичное, надежное и такое, что не предполагало бы всех этих процессов, которые не менялись со времен Первой мировой войны".

Везет упорному

Не секрет, что начинать новый бизнес в Украине – задача не из легких. Зарегистрировать предприятие, запатентовать изобретение, наладить производство, выйти на закупщиков, получить пять разрешений на одну лицензию – на все потрачено больше года. И неоднократно молодой предприниматель хотел все свернуть.

Однако для Морозова это была уже не первая "проба пера", и сферы, в которой молодой предприниматель пытался реализоваться, менялись одна за другой. "Вот я учился на ландшафтного дизайнера, а получился ландшафтный десантник. Хотя коммерческая жилка у меня всегда присутствовала",  вспоминает изобретатель.

Например, с началом Майдана, когда по телевидению показали сюжет с золотым батоном бывшего президента Виктора Януковича, уже на следующий день Морозов сделал форму и начал отливать копилки в виде золотых батонов, которые поехали на Киев и продавались как сувениры.

Таким образом, он уже знал с чего начинать. Весной 2015-го во время лечения от контузии, за несколько месяцев до демобилизации, Морозов поделился идеей со своим товарищем Артемом Андрийчуком. И пока один занимался поисками материалов, сырья и производства, вложив в тестовую продукцию свои сбережения в 10 тыс. грн, другой – тестировал первые образцы в реальных боевых условиях.

"Все начиналось методом проб и ошибок. Я находил производителей – они отказывались делать небольшие пробные партии. Находил материал, тестировали его – он оказывался неэффективным, или агрессивным, приходилось вносить изменения и в состав салфеток, и в упаковку, – рассказывает Андреев. – Было трудно, порой опускались руки. Не верили, что у нас возможно вывести это все на определенный уровень без "влиятельного дяди в кабинете".

Но вера в себя была всегда. После демобилизации, с октября по декабрь 2015-го, Морозов пошел изучать азы бизнеса в Первый социальный бизнес-инкубатор для переселенцев и участников АТО. "По шаблону написал бизнес-проект под салфетки, выступил с ним в финале, получил грант в размере 100 тыс. грн на развитие дела и начал заниматься бумажными штуками, а-ля создание технических условий, патентование и тому подобное", – вспоминает Морозов. Все грантовые средства пошли на изготовление тиража салфеток в количестве тысячи комплектов и на его дальнейшее распространение.


Учасники первого бизнес-инкубатора

Участники первого бизнес-инкубатора



Магазины с молодыми предпринимателями неохотно сотрудничают, поэтому изобретатель обратился к силам социальных сетей, помощи волонтеров и солдат, с которыми познакомился во время службы.

Временем, когда звезды все-таки повернулись к десантнику, стал февраль 2016-го – во время выставки товаров военного назначения, которая проходила под эгидой Укроборонпрома, продукцией нашего героя заинтересовался венчурный фонд научно-технического развития им. ак. В.С. Михалевича, который коммерциализирует проекты, связанные с военными разработками.

"Мы увидели продукцию и я сама предложила Александру сотрудничество. Называйте это профессиональным чутьем, но мне стало очевидным, что это может принести успех", – делится воспоминаниями исполнительный директор Фонда Михалевича и директор компании Клин Шот Ксения Борисюк-Барабаш.

Венчурный фонд помог молодому предпринимателю с маркетингом, оборотными средствами на закупку и расширение деятельности компании. Однако свои инвестиции в фонде разглашать не берутся. "Сейчас наши обязанности распределены таким образом, что я выполняю все функции директора компании, а Александр является ее учредителем и занимается производственной частью процесса", – рассказывает Борисюк-Барабаш.

Меткий выстрел

На сегодня все производство компании Клин Шот находится на аутсорсинге. Единственные в Украине производители масляных салфеток уверены, что собственные мощности и рабочая сила позволили бы снизить себестоимость продукции. Однако пока они не могут позволить такой риск – систематичность поставок салфеток до сих пор не налажена, ведь государство не проявляет особого интереса к условиям, в которых воюют ее граждане против Российской Федерации.

"Сначала товар закупали вообще одни волонтеры", – рассказывает Андреев. Позже удалось заключить соглашение с Государственной пограничной службой – Клин Шот выиграл тендер, который проводился через систему государственных электронных закупок ProZorro. Пробная партия – 1,2 тыс. комплектов по 100 штук в каждом.

На данный момент, по словам Борисюк-Барабаш, компания планирует провести испытания товара в Министерстве обороны, чтобы продукция попала в план закупок. А также ждут утверждения от внутренней службы ВСУ и Национальной гвардии, испытания в которых уже прошли.

"Я не являюсь экспертом по этим салфеткам, но развозил их по фронту ребятам, для испытания в реальных боевых условиях: 72-я бригада, для Правого сектора ребятам и снайперам. Отзывы остались очень положительными", – рассказывает волонтер организации Народный тыл Иван Бордун.


Условия, в которых украинские военные чистят оружие, далеки от прописанных в методичках

Условия, в которых украинские военные чистят оружие, далеки от прописанных в методичках



До сих пор волонтеры закупали за границей для военных баллончики. Однако спреи американского производства не достаточно удобны, говорят опрошенные бойцы, ведь очень много материала распыляется в воздухе и надо еще искать тряпку. К тому же баллончики не помещаются в карманах, их приходится носить в рюкзаках.

"А с салфетками действительно удобно и быстро, они компактны, в хорошей упаковке, которая мало места занимает. Нам дали две для испытаний: сухую и промасленную. Особенно порадовала сухая, потому что найти чистую тряпку, чтобы протереть оружие от масла, или от грязи – это подвиг", – расхваливает украинский продукт Степан из ПС.

По его подсчетам, салфетки ускоряют процесс чистки в 1,5 раза. "В зависимости от степени загрязнения оружия и от условий, обычным способом, если очень тщательно чистить, то где-то час времени уходит. Здесь у нас получается минут 40", – рассказывает он.

Признание, но не дома

А пока на внутреннем отечественном рынке партнеры разъясняют преимущества своей продукции, по сравнению со старыми совковыми методами, к масляным салфеткам начали проявлять интерес другие государства.

Так, после поста волонтера Романа Синицына в facebook в декабре 2016 года, Клин Шот заключил меморандум о сотрудничестве с Укроборонсервисом, который занимается экспортом украинской военной продукции за рубеж. Это поможет компании попасть в международный каталог военной продукции.

"Мы сделали уже несколько экспортных поставок. За границей как-то легче идет, больше понимают и более лояльно к этому относятся. Уже пошла небольшая партия, 100 комплектов, в страны Африки, по каналам сбыта венчурного фонда. Небольшая партия, тысяча комплектов, отправилась в Армению", – говорит Морозов.

В целом за первый год работы компания реализовала более пяти тысяч комплектов. На текущий год у предпринимателя еще более далеко идущие планы. Хотя делиться планами производства под диктофон предприниматель пока не желает.

В то же время уже сейчас можно говорить, что розничные магазины военной продукции стали относиться к салфеткам для чистки оружия достаточно лояльно и адекватно. "Но для магазинов мы хотим сделать маленькую упаковку, по 10 штучек. Потому что товар новый для многих людей и еще не создана культура его потребления", – рассказывает боец.

Пока один комплект салфеток из 100 штук стоит 250 грн. Однако стоимость постоянно меняется. Так, за прошлый год предприниматель должен был трижды пересмотреть цену только из-за девальвации национальной валюты. "Потому что закупаем материалы через украинских дистрибьюторов, то есть это иностранное сырье, которое мы закупаем за доллары. И из-за этого себестоимость постоянно растет", – говорит Морозов.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: