Несладкая жизнь. Россия мешает украинскому транзиту

Россия заблокировала поставки кондитерских изделий из Украины в страны Закавказья и Средней Азии.
Фото: nov-bazar.od.ua

Россия заблокировала поставки кондитерских изделий из Украины в страны Закавказья и Средней Азии.

После февральских проблем с проездом украинского автотранспорта через территорию России, последняя стала блокировать поставки еще и железной дорогой.

Как рассказал президент ассоциации Укркондпром Александр Балдынюк около 50 вагонов с украинскими кондитерскими изделиями, которые еще с февраля постепенно скапливались на таможенном посту Дербент в Дагестане, были отправлены обратно в Украину. Этот груз предназначался для поставки в Азербайджан.  Также таможенными органами РФ остановлены поставки кондитерских изделий в Грузию через таможенный пост Ларс.

"Остановили, ничего не объяснили, долгое время проверяли товар, раскрывали коробки, повреждая часть упаковки. По неофициальным данным часть груза могла быть потеряна и одна из фабрик сообщает, что вместо 5 тыс. коробок после проверки осталось 4 тыс. с лишним. И доказать ничего невозможно", – говорит Балдынюк.

В начале апреля официально объяснили, что есть санитарное эмбарго на украинские кондитерские изделия от Роспотребнадзора, добавляет Балдынюк. Но это не должно распространяться на транзит, ведь поставки осуществляются не в Россию, а в другие страны, куда нет запрета на ввоз.

Замглавы Минэкономики Юлия Ковалив объяснила, что министерство вместе с таможенными органами и Мининфраструктуры выясняют ситуацию и намерены оперативно реагировать.

Проблемы с транзитом через Россию начались еще 1 января этого года, напоминает директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан. Так, прямой транзит в Казахстан для украинских товаров сейчас закрыт. Поставки могут осуществляться только через два пункта пропуска в Беларуси.

Мовчан отмечает, что по международным соглашениям транзит не должен останавливаться. Она говорит, что Украине следует решать вопрос через ВТО, так как Россия нарушила договоренности о свободе транзита. Также нужно искать новые направления доставки украинских товаров и удешевлять морские перевозки, поскольку вся торговля, которая сейчас ведется через Россию находится в зоне риска.

Впрочем, решение проблемы через ВТО может затянуться на годы, считает эксперт Реанимационного пакета реформ Павел Кухта. Он говорит, что у организации очень долгие процедуры и, кроме того, Россия может умышленно затягивать процесс. Для более быстрого решения Украина может ответно заблокировать транзит, но тогда невозможно будет требовать компенсацию от РФ в рамках ВТО, так как обе стороны нарушат правила.

По словам Балдынюка, сейчас производители пытаются поставлять товар паромами. Но такие поставки по стоимости значительно превышают железнодорожные. По его подсчетам, например, доставка одного вагона в Баку через Россию обходилась в $4,8 тыс., а паромом уже в $7,3-7,7 тыс.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк говорит, что Азербайджан и Грузия – это одни из ключевых рынков сбыта украинской продукции в странах Средней и Центральной Азии и около 30% всего украинского экспорта через территорию РФ идет в эти страны. "Пока полностью обезопасить себя от таких действий россиян мы не можем", – подчеркнул Вовк. Он добавляет, что поставки через два моря с четырьмя перевалками обходятся слишком дорого.

Балдынюк уточнил, что в 2015 году в Азербайджан поставлялось более 20 тыс. т продукции, которые можно оценить в $30-35 млн. В Грузию поставки были на уровне 17 тыс. т, стоимостью около $25 млн.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: