Легче не будет: что даст новый порядок контроля за бизнесом

О ревизии могут предупредить, если только уполномоченное лицо не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекции

О ревизии могут предупредить, если только уполномоченное лицо не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекции

"Особый контроль" уведет бизнес в тень, а многих заставит просто напросто уволить сотрудников.

Недавно Кабинетом Министров Украины принял неоднозначное постановление №295 Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины О местном самоуправлении в Украине

Этим постановлением был утвержден порядок осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о труде. Порядок направлен на установление механизма проведения проверок предприятий, учреждений и организаций органами Гоструда, а также исполнительными органами местных советов. 

Фактически речь идет о создании подзаконной базы для установления как можно более плотного госконтроля за реализацией бизнесом требований законодательства о труде и, главное, применении штрафов за его нарушение.

А руководитель местного органа власти получает рычаг давления на любой бизнес на подведомственной территории. Поскольку украинский бизнес по большей части не платит белую зарплату, по вполне объективным причинам.

Примечательно, проверки, согласно документу, называются инспекционными посещениями. Проверка может проводиться на основании информации: Госстата, Государственной фискальной службы, Пенсионного фонда, профсоюзов. О проведении инспекционного посещения инспектор труда сообщает объект посещения или уполномоченное им должностное лицо.

При этом о проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда сообщает объект посещения, "если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекции".

Это не благоприятный сигнал для предпринимателей. И вот почему. 

Виталий Смердов, советник Crowe Horwath AC Ukraine

Главный риск - это полномочия проверяющих. Поводом для проверки может стать, в частности, несоблюдение средней численности работников по отрасли, активная работа с ФЛП (больше 30% в общей численности работников) и даже публикация в СМИ! Поэтому бизнесу (особенно в IТ-отрасли, традиционно «заточенную» под работу с ФЛП) советуем принять превентивные меры: проверить договоры (трудовые и ГПД), провести с работниками разъяснительную работу и т. п. Учитывая размер штрафов (96 тыс. грн за каждого неоформленного работника), важность таких мер сложно переоценить.

Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency International Ukraine

Это распоряжение может использоваться с целью выборочного давления на бизнес. Раньше защитные механизмы на национальном уровне предусматривали своевременное оповещение про причины проверки и не настолько широкий срок ее проведения, сейчас же ситуация усложняется и находится не в интересах бизнеса. То есть, с одной стороны, есть логичный шаг перенесения ответственности за контроль на местах. Это намного правильнее, чем осуществлять контроль с центра. Но, вместе с тем, расширение полномочий, оснований, увеличение срока проверки - несет большие риски и самое плохое в этой ситуации, что данная "регуляторка" не была предварительно проговорена с представителями бизнеса. Не была бизнесом одобрена. А соответственно, это точно будет воспринято бизнесом как механизм давления, а следовательно, стоит ожидать сокращения количества наемных сотрудников в бизнес-структурах, сворачивание мелкого бизнеса, который будет наиболее открыт (подвержен) для злоупотреблений со стороны контролирующих органов и проверок по новому регламенту.

Антон Прищепчук, юрист юркомпании Тарасов и партнеры

Примечательно, что ранее исполнительные органы местных советов небыли уполномочены непосредственно выполнять контролирующие функции в отношении частных предприятий/предпринимателей. Принятое постановление Кабмина логично продолжает начатую с конца 2016 года "политику" внедрения усиленного контроля над работодателями. Несомненно, реализация норм указанного постановления фактически порождает возможность двойного контроля власти над предпринимателями, как со стороны центрального органа исполнительной власти, так и на местном уровне - уполномоченными лицами исполкомов местных советов. Необходимо учитывать, что согласно действующему законодательству, органы, обеспечивающие контроль над соблюдением законодательства о труде, наделены очень широкими контролирующими полномочиями (это касается как предмета проверок, их возможных оснований и порядка проведения), а их недопуск проверяющих может повлечь значительные санкции (известные 320 тыс. грн.), появление нового контролирующего органа по тем же вопросам значительно увеличит давление на бизнес. Ведь любая проверка - это стресс и испытание для предпринимателя.

Григорий Трипульский, управляющий партнер юридическо-консалтинговой компания Де-юре

Однозначно, сейчас бизнесу стоит ожидать активизации проверок в сфере охраны труда. Исполнительные органы местного самоуправления с удовольствием воспользуются Новым рычагом наполнения бюджета и собственного кармана. Причем таких проверок стоит опасаться не только недобросовестным работодателям (которые найдут общий язык с проверяющими), но и крупным работодателям, у которых всегда есть что найти в сфере трудового права.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: