Как ужесточат ответственность банкиров и страховщиков перед клиентами

Низкий уровень финансовой грамотности украинцев и масштабы пренебрежения их правами обратили на себя внимание европейского сообщества

Низкий уровень финансовой грамотности украинцев и масштабы пренебрежения их правами обратили на себя внимание европейского сообщества

Верховная рада приняла за основу изменения в законодательство, направленные на совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.

В частности, законопроектом предусмотрено усиление ответственности финансовых компаний, которые работают в банковском или фондовом секторах, лизинговых и страховых компаний, кредитных союзов и других финорганизаций за не предоставление, не своевременное или не полное предоставление информации об услугах, их стоимость и условия. А также за недостоверность рекламы о финансовых услугах, или одностороннее внесение изменений в заключенных договоров.

"Украина подписала договор об ассоциации с ЕС, и должна внедрить ряд европейских директив. В том числе, которые касаются потребительских и ипотечных кредитов. И этот законопроект вносит в различные нормативные акты изменения и помогает интегрировать [эти европейские правила]", - объясняет Руслан Демчак, народный депутат от БПП.

Законопроект призван, по его словам, обеспечить додоговорное информирование клиентов о финансовых услугах и продуктах, чтобы потребитель мог осознанно принять решение, зная их реальную стоимость. Дальнейшие договорные условия должны соответствовать условиям в дальнейшем подписанном договоре. Клиент имеет право требовать оказать ему услуги именно по тем условиям, которые были прописаны в додоговорном документе.

Финкомпании также должны сообщить на перед о случаях, при которых договор может быть расторгнут, и условия реструктуризации, если клиент в дальнейшем не сможет обслуживать свои обязательства перед финучреждением. Каждый из этих этапов должен быть зафиксирован письменно – клиент должен подписаться о предварительном ознакомление с договором, а потом уже и в самом договоре.

Интересной новинкой является то, что в течение 14 дней потребитель при желании может вернуть финансовую услугу, даже если он, например, уже приобрел в кредит какой-то товар

На сегодня, по сравнению с европейским финансовым рынком, в Украине практически не создано институциональную регуляторную среду для защиты прав пользователей финансовых услуг. Законодательство не определяет органов, отвечающих за защиту прав потребителей финансовых услуг.

Ни у регуляторов финансовых услуг, ни у Госпотребинспекции нет прямых полномочий в этом вопросе. Поэтому в законопроекте составители также предусмотрели возложение ответственности за обращение потребителей финансовых услуг на регуляторов рынка – Национальный банк, Нацкомиссия по ценным бумагам (НКЦБФР), Нацкомиссии по финансовых услуг (Нацкомфинуслуг).

"Если я, как потребитель, вижу что мои права нарушены – обращаюсь к регулятору, например, в НБУ. Тогда НБУ обращается в банк за объяснениями, банк их предоставит, а НБУ мне их просто переадресует и скажет обращаться в суд", – рассказывает Юлия Витка, директор Центра ответственных финансов, лидер направлении защиты прав потребителей по комплексной программе развития финсектора 2020. Насколько "легко" добиться правды в украинских судах - не секрет.

Когда регуляторы получат право анализировать доказательную базу и регулировать споры по существу, они смогут привлекать к ответственности участников финансового рынка без суда

Так, если финансовое учреждение небрежно отнеслась к праву клиента получить исчерпывающий перечень информации в письменном виде, то руководителя компании могут оштрафовать на 50-100 необлагаемых минимумов доходов граждан (н.м.), это 850-1700 грн.

А в случае, если компания проигнорирует обращение регулятора относительно приведения недостоверной информации о финансовой услуге, в соответствие с требованиями законодательством, или повторно предоставит недостоверную информацию, то штраф составит уже 100-250 н.м. (1700-4250 грн).

До сих пор финансовые услуги приравнивались к общему перечню потребительских услуг, где штраф за неполную информацию об услуге составляет 10-50 н.м. (170-850).

За не предоставление по запросу потребителя проекта договора о финансовых услугах, оригинала договора и приложений к нему, за заключение договора не в письменной форме предусмотрены штрафы в размере 200-500 н.м. (3,4-8,5 тыс. грн).

Такой же штраф предусмотрен, если финансовая компания не уведомит клиента о передаче права требования по займу другим компаниям, например коллекторам. А если выяснится, что кредитор не провел оценку кредитоспособности заемщика перед выдачей кредита, то за каждый такой случай финкомпания заплатит еще 3,4-8,5 тыс. грн.

Увеличение в одностороннем порядке фиксированной процентной ставки или других платежей влечет за собой штраф в размере 300-600 н.м. (5,1-10,2 тыс. грн). Столько же представители компаний могут направить в госказну за препятствование попыткам потребителя отказаться от получения финансовой услуги.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: