Как интернет произвел революцию сознания на рынке электроники

На рынке появился новый формат – микс онлайн и оффлайн торговли
Фото: moyo.ua

На рынке появился новый формат – микс онлайн и оффлайн торговли

На входе в один из столичных магазинов многолюдно. Поводом для такого ажиотажа стала очередная акция: при покупке холодильника, микроволновка шла в подарок. Но количество таких предложений было лимитированным.

Еще лет пять-десять тому назад подобного рода мероприятия были едва ли не единственным способом перетянуть покупателя. Потом стали появляться первые виртуальные магазины с более доступным товаром. Объявлениями о продажах той или иной техники со склада с хорошим дисконтом, были обклеены все улицы и расписаны многие бесплатные газеты.

Позже, с развитием технологий, интернет стал удобной торговой площадкой. В сети появились онлайн-витрины с такими же товарами, как и в традиционной рознице. «Поначалу люди относились с подозрением к интернет-магазинам, боялись, что могут быть обманутыми», – вспоминает настроение покупателей Игорь Волынский, экс-директор по маркетингу крупного в то время дистрибьютора DataLux, а ныне глава сервисного центра F1Center. Прежде всего, доверие было к продавцам в обычных магазинах, интернет больше ассоциировался с какой-то аферой.

Валентин Калашников, президент Украинской ассоциации директ маркетинга, констатирует – интернет изменил многие индустрии: «Есть возможность проанализировать выбрать, сравнить. Можно пойти в шоу-рум пощупать, а потом вернуться домой и заказать в интернете».

В конце концов опасения развеялись с появлением блогов с различными отзывами, комментариями в соцсетях, а также запуском видео роликов с полным описанием преимуществ или просчетов в товаре. «Сейчас более авторитетным считается чей-то отзыв или видеоролик, чем мнение продавца в магазине, заинтересованного в продаже», – резюмирует Наталья Кошевая, директор по маркетингу сети магазинов Comfy.

И если раньше, чтобы купить технику, нужно было чаще всего приезжать в какой-то крупный город, то сейчас достаточно сделать один клик в интернете и товар приедет к вам домой. Минимальность перемещений, рост ассортимента до гигантских размеров, и доступность цен - так характеризуют преимущества участники рынка, которые получает покупатель, сделавший выбор в интернет-магазине.  

Если посмотреть на рынок продаж бытовой электроники и компьютерной техники за последние пять лет, то мы увидим рост доли покупок в интернете в три раза – до 25%, отмечает совладелец сети магазинов Фокстрот Валерий Маковецкий. По словам Калашникова, люди стали делать более осознанный выбор, а сервисы по мониторингу цен ожесточили конкуренцию на рыке, что в свою очередь повлияло на ценообразование. 

Вопреки тому, что львиная доля рынка остается за традиционными магазинами, именно онлайн-игроки двигают емкости всего рынка вверх, уверяют его участники.

В целом динамика рынка положительная. «Практически все сегменты рынка бытовой техники и электроники сейчас на подъеме», – говорится в отчете GfK Украина. Так, согласно данным компании, продажи за девять месяцев 2016 года возросли более чем на 17% и составили 38 млрд грн. Если темпы роста сохранятся, то по итогам года продажи побьют пятилетний рекорд.

Если первое время розница и интернет-магазины были непримиримыми соперниками и боролись друг с другом за клиента, то сегодня в ряде случаев это дружные союзники. На рынке появился новый вид торговли – мультиканальный. Некий сплав офлайна с онлайном. Клиентам нравится делать предварительный поиск в интернете, а покупать в магазине, – делится Кошевая.

«Мы начинали как офлайн-ритейлер, у которого не было интернет-магазина, а сейчас наш интернет-магазин торгует лучше, чем любой другой магазин в сети, – отмечает Дмитрий Басов, генеральный менеджер сети Moyo. – Мы сильно опасались конкуренции интернета и офлайна и думали, что как только начнем активно развивать сайт, у нас умрет традиционная розница. Но этого не произошло. Наоборот, когда мы говорим покупателю: «Вы можете заказать на сайте и оформить бесплатную доставку домой». Он отвечает: «Нет, я хочу забрать в магазине».

По словам Кошевой, интернет в цепочке покупок будет играть превалирующую роль и дальше, даже если фактическая продажа товара осуществляться в магазине. Доля онлайн-ритейла в продажах бытовой техники и электроники еще не достигла своего пика. Маковецкий говорит, что на западных рынках в этом сегменте в среднем она составляет 30%, а на отдельных рынках доходит до 40-45%. Украина в этом смысле обречена на развитие. «Думаю, что мы будем следовать этим же трендам и за несколько лет достигнем 30%», – прогнозирует Маковецкий.

Калашников считает, что доля онлайн-продаж будет увеличиваться со скоростью распространения широколистного доступа в интернет и развитием 3G по Украине: «Все-таки значительная часть страны еще не имеет доступа в интернет». По мнению Сергея Цыбульского, генерального директора сети Эльдорадо, рост продаж в онлайне во многом сдерживается невысокой частотой транзакций кредитными картами, доля которых на сегодняшний день составляет не более 5%.

«От того, как много будет людей и насколько быстро они начнут осуществлять покупки кредитками, также будет зависеть, до какого размера увеличится доля продаж в интернете», – полагает Цыбульский.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: