Борисполь уличили в монополизме. Предприятие оштрафовали на миллионы

Специалисты едины во мнении – рынок наземного обслуживания в Украине до сих пор не урегулирован
Фото: Аэропорт Борисполь / Facebook

Специалисты едины во мнении – рынок наземного обслуживания в Украине до сих пор не урегулирован

Крупнейший аэропорт страны нарушил антимонопольное законодательство в сфере специализированных услуг.

Аэропорт Борисполь ограничил конкуренцию на рынке наземного обслуживания, был признан виновным и заплатит штраф в размере 12,78 млн грн. К такому решению пришел вчера Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) после нескольких лет расследований.

В 2013 году группа операторов, работающая на рынке специализированных услуг, пожаловалась в АМКУ на Борисполь. Причина состояла в том, что аэропорт по мнению заявителей, вел двойную игру, затягивая согласование документации, чем подсобил собственной хендлинговой компании.  Управляющий партнер юридического бюро ECOVIS Бондарь и Бондарь Олег Бондарь (представляет интересы хендлинговой компании Интеравиа) говорит, что аэропорт всячески задерживал согласование заявок на продление сертификата соответствия, без чего Госавиаслужба не могла продлить сертификат на наземное обслуживание, срок которого истекал в начале января 2014 года. "То есть, аэропорт руками Госавиаслужбы пытался выжить с рынка своего конкурента", - поясняет Бондарь.

В АМКУ сочли такие действия аэропорта неправомерными. Госуполномоченный Комитета Агия Загребельская подчеркивает, что действия Борисполя ограничивали конкуренцию в сфере наземного обслуживания на территории аэропорта. Также установлено, что госпредприятие необоснованно взымало высокую оплату за пользование инфраструктурой Борисполя.

Аэропорт обязан в срок до 1 марта 2017 года разделить счета по управлению инфраструктурой и регуляторную деятельность, с одной стороны, и счета на оказание услуг по наземному обслуживанию – с другой. Таким образом, не допуская в дальнейшем субсидирования деятельности по наземному обслуживанию за счет доходов, полученных от своей деятельности по управлению инфраструктурой и регуляторной деятельности, говорит Загребельская.

Сейчас в аэропорту работает четыре коммерческих структуры Интеравиа, Аэрохендлинг, Трансаэрохендлинг, Украинская хендлинговая компания и хендлинг аэропорта Борисполь.

На госпредприятии частично не согласны с выводами Комитета. Евгений Дыхне, и.о. главы аэропорта Борисполь, заявил НВ Бизнес, что сегодня доля Борисполя на рынке наземного обслуживания составляет не более 20%, а в пассажирском обслуживании и того меньше: "На сегодняшний день у нас нет противостояний с контрагентами, как было до 2015 года". В ближайшее время аэропорт планирует обжаловать это решение АМКУ.

Андрей Гук, партнер юридической фирмы Анте, специализирующийся на авиационном праве, говорит, что решение АМКУ показывает его способность разбираться в очень сложных вопросах и принимать непопулярные и одновременно сильные решения, которые должны помочь сделать правила рынка более конкурентными. "Имея такой прецедент, теперь доступ на рынке должен стать более прозрачным", - прогнозирует он.

Специалисты едины во мнении – рынок наземного обслуживания в Украине до сих пор не урегулирован. К примеру, в Евросоюзе в отношении инфраструктурных предприятий давно применяется принцип "анбандлинга" - деятельность по управлению инфраструктурой должна быть юридически отделена от производства/продажи товаров и услуг на этой инфраструктуре. Кроме того, говорит Бондарь, действует директива, детально регламентирующая порядок доступа на рынок наземного обслуживания: "Необходимость внедрения европейских принципов регулирования понимают и аэропорты, которые на удивление активно включились в процесс разработки правил по наземному обслуживанию, равно как и остальные стейкхолдеры отрасли. Осталось слово за регулятором", - резюмирует Бондарь.

По данным Гука, Борисполь сейчас находится под еще одним расследованием Комитета – в вопросах предоставления скидок и спец условий договоров с авиакомпаниями. "Если не будет надлежащих изменений, Борисполь ждут дальнейшие штрафы", - уверен юрист. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: