Большое плавание: способны ли украинские порты вернуть грузы

 Оборот контейнерных грузов в Украине увеличился, но при этом загруженность остается еще не очень высокой
Фото: seafoodnet.info

Оборот контейнерных грузов в Украине увеличился, но при этом загруженность остается еще не очень высокой

В портовой отрасли наметилась положительная тенденция

В январе-марте 2018 года порты Украины обработали 193,6 тыс. TEU, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 14,4%, говорится в сообщении портала cargo-ukraine.com.

При этом загруженность украинских контейнерных терминалов остается очень низкой – всего 22,6% при суммарной мощности всех контейнерных терминалов в портах Украины 3,1 млн TEU ежегодно.

Участники рынка эту ситуацию объясняют очень просто – война с Россией привела к разрыву экономических отношений. Поэтому, был прекращен основной транзит через украинские порты.

«Сама Россия от этого также страдает, потому что у нее нет таких мощных контейнерных терминалов на Черном море, как есть в Черноморске или Одессе, в Южном», – отмечает Юрий Губанков, директор и владелец компании Бруклин-Киев.

Чтобы решить проблему падения объемов перевалки, государство попыталось провести дерегуляцию отрасли. Об этом говорится в сюжете экономического еженедельника Перша Шпальта.

Благодаря этому в разы уменьшилось время для оформления судна и поэтому для субъектов морского бизнеса эти меры ощутимы, говорит Владимир Шемаев, начальник отдела стратегического развития и планирования Администрации морских портов Украины.

Тем не менее, чтобы вернуть грузопоток в Украину нужно изменить тарифы. «Основная проблема все-таки, это методология портовых сборов. Их достаточно много, их нужно унифицировать и нужно уменьшить общую стоимость портовых сборов», – уверен Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры. А без этого наши порты в Черноморском бассейне сегодня остаются дорогими. Соответственно, Украина теряет груз, который идет в Румынию, на болгарские порты, идет на балтийские порты Клайпеда и Рига.

Законопроект О концессии, за который Верховная Рада проголосовала в первом чтении в этом году, должен улучшить ситуацию в портовой отрасли.

Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий, считает, что в случае принятия этого законопроекта в стране изменится модель государственно-частного партнерства, а инвестор получит четкие гарантии возврата инвестиций.

Концессия – это понятная для всего бизнеса форма инвестирования. При концессионном договоре не требуется огромное количество разрешительных документов со стороны государства. «Она не зарегулирована, она дает больше свободы. Государству легче отдавать в концессию что-либо на длительный срок», – улыбается Губанков.

Впрочем, кроме принятия законопроекта О концессии, государству нужно решить множество других проблем, чтобы увеличить загрузку украинских портов. Сейчас не хватает железнодорожных подъездов, не хватает автомобильных дорог.

Эксперты убеждены – надо открыть рынок для инвестирования в собственные мощности: специализированные зерновые терминалы, угольные терминалы, контейнерные терминалы. Для того, чтобы инвестор, грузоотправитель и экспортер могли интегрировать это звено логистической цепи в свою цепь, также чтобы произошла интеграция Украины в международные транспортные маршруты.

Из-за потери российского транзита украинские порты оказались в условиях, аналогичных тем, которые сложились у прямых конкурентов – Румынии и Болгарии. Но сможет ли власть создать столь же простые правила игры, как те, что действуют в других странах? – Именно от этого зависит не только загрузка, но и будущее всей портовой отрасли.

Также смотрите в программе репортаж о том, сколько и как заработали украинские стартаперы за рубежом. Кроме того, смотрите сюжет о том, как сохранить ресторанный бизнес.

Завершает выпуск обзор экономических событий за неделю от блогера и делового журналиста Дениса Безлюдько.

Программа Перша Шпальта выходит на канале UA:Перший в партнерстве с журналом Новое Время.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: