Банковские войны за деньги. Как финучреждения зарабатывают на населении

В розничном сегменте перед банкирами открываются широкие перспективы
Фото:Нацбанк via Flickr

В розничном сегменте перед банкирами открываются широкие перспективы

За последние четыре года Украина привыкла к негативным новостям с банковского рынка. Но недавно НБУ опубликовал информацию, которая должна вдохновлять банкиров.

По данным регулятора, портфель банковских кредитов за прошлый год вырос на 13,1%. При этом, самыми высокими темпами растет выдача займов населению – на 38,3%. То есть почти в три раза быстрее, чем кредитование в целом.

Согласно данным Нацбанка, увеличению спроса на розничные кредиты способствовало снижение стоимости кредитов, улучшение потребительских настроений и смягчение стандартов кредитования.

Поэтому именно в розничном сегменте перед банкирами открываются широкие перспективы.

И это – только начало, утверждают банкиры.

На сегодня в Украине банковскими услугами пользуются около 20 млн граждан. Все они – потенциальные получатели новых кредитов.

Банки выдали украинцам на 40% больше кредитов за год

Ведь показатель закредитованности населения в структуру ВВП в Украине до сих пор очень низкий – всего 6%. В то время как в соседних странах он выше в разы: в Чехии, для сравнения, он составляет 36%, а в Польше – 60%, обращает внимание Светлана Черкай, директор по продажам и дистрибуции Альфа-Банка Украина.

Впрочем, кредиты - не единственный способ заработать на населении. Сегодня у людей на руках скопились огромные суммы денег. "Примерно $20-25 млн находится дома под подушками у населения", – говорит Черкай.

Как мотивировать украинцев достать деньги из-под матрасов – в банках знают, говорит Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины. Например, за счет кэш-бека – когда клиент рассчитывается карточкой, а ему возвращается определенный процент. В некоторых банках он может достигать даже 20%.

Приучить больше пользоваться карточками и меньше наличными – в этом заключается стратегия банков в работе с населением. "Это и увеличение количества пластиковых карт, и транзакционная активность, и всевозможные коммунальные платежи, которые население сегодня в той или иной степени может осуществлять онлайн", – рассказывает Черкай.

"Если вы большой универсальный банк, который имеет амбиции по наращиванию доли на рынке, – вы не можете не работать с розничным сегментом", – говорит Сергей Наумов, председатель правления Пиреус Банка в Украине. Ведь юридические лица не смогут обеспечить банку ту долгосрочную ресурсную базу, которая может формироваться за счет работы с населением.

Крупнейшие игроки рынка уже постепенно сокращают предоставление других видов услуг в пользу розничного банкинга. В частности государственный Приватбанк, который сегодня занимает первое место в Украине по количеству операций с населением, сейчас ожидает утверждения своей новой стратегии с фокусом на розничный сегмент. По словам председателя наблюдательного совета банка Энгина Акчакочи, банк "стремится избегать корпоративного банкинга за исключением случаев, когда это приводит к синергитичному эффекту".

Борьба за "народные" деньги будет происходить по крайней мере в двух направлениях. Первый – это классический банкинг. Наиболее успешными здесь в перспективе минимум трех лет останутся государственные банки, которые уже имеют весомую базу клиентов, говорит Наумов. "Но я думаю, что успешными будут и крупные банки с достаточно широкой сетью филиалов", – добавляет он.

Впрочем, такие учреждения будут больше интересны клиентам старшего возраста, которые привыкли ходить в банк. "Для них поход в банк - это своеобразный моцион. Они общаются друг с другом, с сотрудниками банка. И очень важно сохранить это доверие между клиентами и нашими сотрудниками", – рассказывает директор департамента розничного бизнеса Ощадбанка Валерия Малахова.

Однако молодое поколение таким "общением" точно не заинтересуешь. "Они нетерпеливы, им нужно все и сейчас. К тому же они не настолько нуждаются в человеческом общении, как более пожилые люди. Поэтому для них очень важно быть в тренде и получать такой сервис, который они хотят – дистанционный и цифровой", – добавляет Малахова.

На этом рынке всегда была и будет конкуренция. Но, подчеркивает председатель наблюдательного совета Приватбанка, конкуренция не должна быть иррациональной. "Главное для нас – это избегать бессмысленной конкуренции – борьбы за счет ставок. Война за счет ставок (по депозитам - ред.) приведет к катастрофе. Ты платишь 20%, а я 22%. А потом ты 24, а я 26. Этому конца-края не будет", - убежден Акчакоча.

Впрочем, независимо от процентной ставки или кредитных льготных периодов, в конце концов, выигрывает тот, кто имеет наиболее интересное предложение для различных клиентов. Поэтому банкам нужно быть готовыми к новым возможным банковским войнам. 

Розничный банкинг – это ниша на миллиарды. И вряд ли стоит надеяться, что все участники рынка будут вести себя рационально. Тем более, что в спину гигантам рынка дышат новые игроки – так называемые финтех-компании, которые вообще не планируют открывать банковские отделения и фокусируются исключительно на представителях поколения Z, рожденных после 1995. Но им еще нужно завоевывать место под солнцем, и поэтому конкуренция на розничном банковском рынке только усилится.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: