100 млрд в год. Рынок мобильного и интернет-банкинга в Украине бьет рекорды

100 млрд в год. Рынок мобильного и интернет-банкинга в Украине бьет рекорды

Объем стремительно растущего рынка мобильного и интернет-банкинга в Украине уже перевалил за отметку в 100 млрд грн в год. Смартфон вместо пластиковой карты, банкомата и банковского клерка — теперь это ближайшая перспектива для украинцев.

В марте этого года швейцарская финансовая группа UBS запустила сервис, который меняет привычные представления о классических банковских услугах. Теперь ее клиенты могут открывать счета с помощью смартфона, идентификация происходит непосредственно посредством видеосвязи с сотрудником банка. Договор на открытие банковского счета и прочую документацию клиенты получают в зашифрованном формате на электронную почту.

Еще немного — и подобные услуги станут доступными в Украине: отечественный рынок уверенно идет в сторону расширения онлайн-услуг. Действующие в стране банки следуют мировому тренду и дублируют все свои финансовые услуги в интернете. Время, когда они завоевывали рынок за счет разветвленной сети отделений, уходит в прошлое — теперь главной сферой развития становится мобильный и интернет-банкинг. Именно эти сервисы станут основными в ближайшие годы, если только учреждения смогут решить насущные проблемы, связанные с технологиями и безопасностью.

“Наличие интернет-банкинга для любого банковского учреждения сегодня сродни гигиене [у современного человека]",— говорит Ольга Папанова, директор по развитию электронных каналов Альфа-Банка Украина.

 

Пионеры интернета

 

В ПриватБанке, крупнейшем по активам финансовом учреждении страны, хорошо помнят момент, когда в стране началась эра интернет-банкинга.

В 1999 году клиенты Привата получили доступ к новой услуге — с помощью sms с мобильного они могли пополнять телефонный счет и переводить средства между картами.

Сервис пополнения счета приватовцы разработали совместно с телеком-компанией Киевстар. Вместе они предложили кобрендинговую карту для пополнения мобильного Старкард. “Тогда это действительно было революцией”,— вспоминает Олег Серга, руководитель отдела связей с общественностью ПриватБанка.

Успех технологии подтолкнул банк разработать систему Приват24. Уже через несколько лет ее пользователи смогли получать электронные выписки, проверять баланс банковского счета, переводить средства между счетами и пополнять мобильный телефон.

Сегодня интернет-банкинг в стране предоставляют многие финансовые учреждения. Крупнейшими и наиболее технологичными участники рынка считают интернет-сервисы Привата, Альфа-Банка, VTB Банка, ПУМБ, Райффайзен Банка Аваль, УкрСиббанка и Укрсоцбанка.

Все эти финучреждения активно продвигают онлайн-банкинг клиентам. К примеру, операторы Альфа-Банка всегда упоминают об интернет-сервисе, общаясь по телефону с клиентами по поводу операций с платежными картами. А в ПУМБ даже открыли специальное отделение, где, кроме стандартных услуг, клиентов учат пользоваться интернет-банкингом.

По словам Руслана Колодяжного, начальника отдела интернет-технологий ПУМБ, за три месяца работы “школы” доля клиентов, использующих онлайн-услуги в этом отделении, вдвое превысила средний для банка уровень.

Популярность онлайн-расчетов в стране с каждым годом растет, отмечает Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины. И приводит статистику Нацбанка: в 2014‑м количество платежей через интернет выросло с 120,5 млн до 256,4 млн, а в денежном выражении объем трансакций увеличился более чем вдвое — до 112,7 млрд грн.

Но отечественным финансистам и их клиентам еще есть куда расти: по данным консалтинговой компании McKinsey&Company, сегодня с помощью компьютеров и гаджетов украинцы проводят около 40 % расчетов. В Польше же, к примеру, через цифровые каналы проходит 96 % розничных платежей и переводов средств.

В исследовательской компании GfK подсчитали, что в Украине в 2015‑м хотя бы одну онлайн-операцию в квартал совершают лишь 10 % из 70 млн клиентов, подключенных к интернет-банкингу. В Польше этот показатель равен 61 %.

 

Сети надвигаются

 

Интернет-сервисы выгодны самим банкирам — с их помощью они сокращают административные расходы: на персонал, помещения и тому подобное.

По данным НБУ, в январе-феврале 2016 года действующие банки направили на эту статью расходов 5,7 млрд грн — это 21 % от их общих затрат.

Как показывают исследования McKinsey, операционные расходы украинских банков составляют около 4,5 % от активов, тогда как в соседней Польше — не более 2 %. И это лишь усредненный показатель — у небольших банков относительные затраты в два-три раза выше, чем у ведущих игроков.

“Чтобы сокращать издержки, банкам нужно уменьшать количество отделений, но делать это не за счет качества обслуживания”,— отмечают в McKinsey.

Выходом стал интернет. По словам Тамары Савощенко, председателя правления UniCredit Bank, на каждом активном пользователе системы интернет-банкинга UniCredit Online ее учреждение экономит не менее 2 грн в месяц. Себестоимость банковской операции в отделениях составляет не менее 7 грн за каждый платеж, а в онлайне она не стоит банку ничего.


ЭКОНОМИЯ СЛЕДУЕТ: Тамара Савощенко, председатель правления UniCredit Bank, уверена, что новые технологии помогают экономить и банкам, и клиентам
ЭКОНОМИЯ СЛЕДУЕТ: Тамара Савощенко, председатель правления UniCredit Bank, уверена, что новые технологии помогают экономить и банкам, и клиентам


Выигрывают и клиенты. “Даже если не говорить о том, что благодаря интернет-банкингу не нужно стоять в очередях, можно обратить внимание на то, что комиссия за платеж онлайн составляет в среднем 3,5 грн, а в отделении — не менее 10 грн”,— утверждает Савощенко.

Несмотря на удобство, далеко не все клиенты готовы заменить поход в отделение манипуляциями с мобильным или компьютером. По информации Максима Падуна, начальника центра электронных каналов Фидобанка, больше всего интернет-банкингом пользуются люди в возрасте 25–34 лет, среди них активных юзеров — 43 %. Во всех остальных возрастных категориях их доля не превышает 22 %. Схожая картина и в других банках.

 

Проблемы интернет-реальности

 

В высокотехнологичных странах развитие технологий приводит к тому, что появляются учреждения, которые полностью отказываются от традиционного банкинга. К примеру, в 2012 году в Польше появился Mbank — онлайн-структура с высокотехнологичной IT-платформой, имеющей более 200 функций. Размер инвестиций в нее составил $35 млн. В третьем квартале 2015 года чистый доход этого учреждения достиг €70 млн.

“Украине до этого еще далеко — прежде всего потому, что сами клиенты не готовы”,— говорит Коробкова. Не готовы — значит не доверяют.

По данным компаний Kaspersky Lab и B2B International, 46 % пользователей интернета в Украине считают, что посещение традиционного банковского отделения безопаснее интернет-банкинга.

И такие опасения небезосновательны. В 2015‑м в стране зафиксировали 20‑процентный рост числа несанкционированных переводов, то есть мошенничества через онлайн-банкинг, рассказывает Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации платежных систем ЕМА.

Ситуация может измениться с внедрением принципа нулевой ответственности, анонсированного месяц назад международной платежной системой Visa. Компания объявила, что с 1 августа 2016 года она станет автоматически возмещать клиентам все средства, украденные мошенниками с карточного счета. Исключением станут случаи, когда держателя карты заметят в пособничестве ворам.

Сейчас Visa обсуждает этот вопрос с банками. По словам Карпова, стороны, скорее всего, договорятся. “Visa таким образом хочет доказать клиентам, что использование карт является безопасным. А банкам — что убытки от возможных возмещений будут перекрыты за счет роста доходов от оборота в онлайн-банкинге”,— говорит Карпов.

Более существенным препятствием для продвижения мобильных и онлайновых услуг в стране стала заскорузлость властей. Например, муниципалитеты до сих пор не разработали регуляторные акты, чтобы ввести такой распространенный в Европе сервис, как онлайн-оплата билетов в общественном транспорте.

Но ключевое препятствие на пути глобальной интернетизации банкинга — законодательное требование проводить очную идентификацию клиента в отделении, уверяет Андрей Малахов, директор департамента альтернативних каналов продаж Идея Банка. В Украине невозможно купить валюту или открыть счет в банке через интернет — в обоих случаях необходимо лично обращаться к сотруднику финучреждения. Для того чтобы обойти это требование, банки придумали схему, при которой клиент может зарегистрироваться, открыть вклад или взять кредит онлайн, а потом документы для подписи привозит курьер. Но это все равно тормозит процесс.


ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИДЕИ: Директор ЕМА Александр Карпов убеждает клиентов, что интернет-банкинг безопаснее наличных расчетов
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИДЕИ: Директор ЕМА Александр Карпов убеждает клиентов, что интернет-банкинг безопаснее наличных расчетов


Архаичные законы мешают не только банкам, но и телекоммуникационным компаниям, которые конкурируют с финучреждениями в сфере мобильного банкинга. Об этом рассказывает Леся Запорожец, начальник отдела по управлению и развитию услуг мобильной коммерции Киевстара. И сетует, что в итоге “о новых мобильно-финансовых услугах можно говорить разве что теоретически”.

 

Все будет онлайн

 

И все же мобильный и интернет-банкинг в Украине неминуемо будут развиваться. В среде IT-специалистов популярно высказывание, точно отображающее ближайшее будущее: “Если раньше, выходя из дома, человек брал с собой три необходимые вещи — ключи, бумажник и телефон, то вскоре достаточно будет одного смартфона”.

Тотальному торжеству смартфонов поспособствуют несколько важных факторов. “Главный локомотив, двигающий интернет-банкинг сегодня,— это розничная торговля. Вот там происходит настоящая революция,— говорит Серга из ПриватБанка.— Когда ретейл сделает оплату товара цифровой, тогда наличности не будет вообще. Не нужна она будет”.

В его банке уже готовятся оседлать этот рынок: в феврале 2015‑го Приват создал площадку для интернет-торговли ПриватМаркет. Это сервис формата b2b [бизнес для бизнеса], где есть электронная база поставщиков товаров и услуг для бизнеса. Здесь можно покупать, продавать, оставлять заявки на тендеры и участвовать в них. И все это в онлайне. Ранее подобную площадку — ФидоМаркет — запустил Фидобанк.

Люди, которые уходят сейчас на пенсию, уже смартфоно-зависимые 
Олег Серга, пресс-секретарь ПриватБанка

Оба эти учреждения действуют в соответствии с мировыми трендами. В начале февраля этого года компания Visa объявила о запуске — пока только на территории США — сервиса Commerce Network. Он построен на самой большой в мире сети электронных платежей VisaNet и не требует от онлайн-торговцев особых умений и навыков, поскольку создан на простых интерфейсах.

По словам Запорожец из Киевстара, еще одним перспективным направлением развития мобильного банкинга будет онлайн-идентификация для получения разных финансовых услуг, например оформления кредитов и депозитов. Подтвердить личность клиента станет возможно не только через интернет, но и с помощью видеосвязи в платежных терминалах либо банкоматах. “Представьте, что решение о денежном переводе существенной суммы или о выдаче кредита принимается в течение одной-двух минут прямо возле терминала или банкомата”,— объясняет Запорожец.

Новые возможности заставят интересоваться онлайн-услугами все более широкие слои населения. В итоге эту сферу в ближайшее время ожидает стремительный рост. “Даже новое поколение пенсионеров, которые обслуживаются в банке, понимают, что такое интернет-банкинг,— рассказывает Серга.— Люди, которые уходят сейчас на пенсию, уже смартфонозависимые”.

  

 
Материал опубликован в НВ №12 от 31 марта 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: