Укрпошта станет площадкой для развития малого и среднего бизнеса, - гендиректор компании

Игорь Смелянский равняется в своей работе на Amazon и DHL
Фото: Егор Бондаренко

Игорь Смелянский равняется в своей работе на Amazon и DHL

Бывший одессит Игорь Смелянский сделал успешную карьеру в консалтинге за рубежом, а полученный опыт применит при реформировании одного из крупнейших госпредприятий.

С 1 июля он официально вступил в должность генерального директора Укрпошты, надеясь превратить ее в современную финансово-логистическую компанию. В интервью НВ Бизнес Смелянский рассказал, как будет корпоратизировать Укрпошту и вводить финансовую отчетность, принятую в западных компаниях.

Игорь Смелянский осторожно подошел к вопросу о сокращении персонала, анонсировав лишь предстоящие увольнения в административном корпусе. Он заверил, что рядовые потребители уже в ближайшее время смогут убедиться на собственном опыте, как сократятся очереди в отделениях, а также сроки доставки писем и посылок.

- Где и как потребитель сможет увидеть изменения, которые произойдут в Укрпоште в ближайшее время?

- Мы сократим очереди и время доставки посылок. Сроки будут стандартные по всей Украине.

У нас 11,5 тыс. отделений, при этом из них 2 тыс. приносят 80-90% всего дохода. Мы понимаем, что остальные находятся в тех местах, где кроме нас и церкви больше никого нет. Это накладывает большую ответственность и требует очень внимательного бизнес-подхода.

На встречах в правительстве я говорил министрам, понимаете, в таких местах Укрпошта – это последняя связь населения с государством. Если мы хотим это оставить, то дайте нам возможность хотя бы окупать такую инфраструктуру. Чтобы мы смогли зарабатывать и содержать все остальное, что окупаться не может.

- Вы уже подготовили пакет документов для получения банковской лицензии?

- Нет, я сейчас провожу встречи с разными учреждениями, людьми, банками, так как есть обязательства Украины в меморандуме МВФ не создавать больше госбанков.

Мне не важно, как это будет называться, банк или почтовое финансовое учреждение. Мне важны возможности вести счета.

- Но зачем Укрпоште заниматься финансовыми сервисами, зачем дублировать работу банков?

- Во-первых, потому что у нас 11,5 тыс. отделений. Такой разветвленной сети нет ни у одного из банков. Во-вторых, Укрпошта сегодня по сути – это банк. У нас выручка 4 млрд грн., из них 1,2 млрд грн. – комиссия за выплату пенсий. Если мы добавим к этому доходы от переводов и платежей, то получим больше 40% от всего дохода.

- Когда вы говорите о финансовых сервисах, какие это могут быть услуги?

- Оплата и прием платежей, ведение счетов, выпуск карт, депозиты, возможно, какие-то кредиты, не более того.

Когда я работал директором в одном из банков у меня был офис, расположенный за 60 километров от головного. Одна инкассаторская машина с учетом дорог и перевозимого груза "убивалась" за два года. Если разложить стоимость этого автомобиля на обслуживание такого маленького города, то становилось понятно – это золотые клиенты.

Вот почему я так настаиваю на получении финансовой лицензии – чтобы Укрпошта перестала возить наличность туда-сюда. Украина ведь обязалась снизить потребление наличности. За время работы в банке мы смогли путем внедрения новых продуктов и технологий снизить объем использования наличных денег на 54%.

- Какие у Вас планы по сокращению числа отделений?

- Я думаю, что мы будем даже открывать дополнительно. Для сравнения, у одного из наших основных конкурентов 400 точек присутствия в Киеве, а у нас – около 180.

Мы будем запускать новые форматы. Задача непростая, ведь у нас, в отличие от конкурента, не моноимидж. Наши клиенты – это и бабушки, и дедушки, и молодые люди. С точки зрения ребрендинга надо сохранить приверженность старшего поколения и привлечь молодежь. Поэтому мы, возможно, будем разделять как-то и потоки, и офисы.

- То есть до получения банковской лицензии Вы ребрендинг проводить не будете?

- Нет. Ребрендинг – это имидж компании, ее культура и уровень сервиса, который надо менять до того, как брать в руки краску. С однокрылым конвертом мы не взлетим. Все должно быть логичным.

- На сколько лет Вы подписали контракт?

- До 2018 года, на два года. Один из руководителей мне сказал, что мы пришли надолго, но каждый день может быть последним. Об этом риске я честно говорю своей команде.

Я не сильно переживаю о том, какие у меня часы – они стоят коло $9 – или другие аксессуары. От дорогой служебной машины я отказался, на работу хожу пешком, снял квартиру недалеко. Когда компания начнет зарабатывать, тогда и можно ездить на Мерседесе, хотя и не факт, что нужно. Зарплата у меня – 333 тыс. грн в месяц.

- Это меньше, чем в Америке?

- Да, в два раза. Меня учили в школе МВА, что зарплата руководителя должна "отбиваться" в соотношении один к десяти. Если он получает миллион, значит, должен заработать для компании 10. У меня такой же подход.

- Какие у Вас планы по сокращению персонала?

- Я еще смотрю на цифры. Представьте, что я завтра открою банк или начну оказывать логистические услуги – тогда штат может остаться таким же. Вероятнее всего, придется сократить административный персонал. У нас сейчас более 20 филиалов, у которых отдельные балансы. Мы это централизуем. Того, к кому привыкли и любят наши клиенты – почтальоны, операторы – мы в ближайшее время сокращать не планируем.

Меня не устраивает, как представлен ассортимент Укрпошты. В наших отделениях можно увидеть какие-то открытки, книжки непонятные… Это все из-за того, что нет хорошо поставленной работы, в части подбора ассортимента. Мне туда нужно набрать профессионалов, которые нормально выстроят розницу. Еще надо хорошо наладить логистику.

- Как и чем Вы заманите в Укрпошту высококлассных специалистов?

- Когда я сюда приходил, то одним из условий было – я привожу нормальную команду на рыночные зарплаты. И внутри компании мы ее тоже будем повышать. Вернее, не зарплату, а возможность зарабатывать больше через систему премирования. Я каждый день отмечаю, как окупаю день. Я прекрасно понимаю, сколько я стою. В первый же день я сэкономил больше $50 тыс., остановив ненужные расходы. А моя зарплата – $13 тыс. Уже первый день прошел не зря! Но нам нужно зарабатывать больше. Ничего не вкладывая, мы ничего не сможем зарабатывать.

- С хедхантерами уже поговорили, кого Вы хотите заполучить?

- Я знаю сам лично многих людей, мне советуют каких-то кандидатов, ну и хедхантеры работают.

- Заместителей вы с собой приведете?

- Нет, не всех, всего несколько людей, с которыми я работал. А некоторые вас удивят. Это чистые профессионалы.

Я спокойно отношусь к своей должности. Есть тактика выжженной земли, когда первое лицо никогда не набирает кого-то, кто может его заменить. Я подхожу к этому по-другому. Со мной в команде будут люди, которые смогут меня заменить, мне нужны профессионалы, на которых я могу рассчитывать.

- Когда вы закончите формировать команду?

- Надеюсь, до конца августа. Надеюсь всех, кого я приглашу, правительство утвердит. Но им, как и мне ранее, нужно закончить свои дела на других должностях. Уже часть команды вышла на работу.

- Расскажите о самых главных и насущных задачах, над решением которых Вы сосредоточитесь прежде всего.

Первая задача – это решение проблемы очередей. Вторая – автоматизация основных процессов и повышение доли рынка в сегменте посылок. Ну и третье – корпоратизация. Я хочу, чтобы Укрпочта перешла на международные стандарты финотчетности (МСФО). Следующий шаг – мы выберем аудитора, который проаудирует 2015 и 2016 года. Чтобы в следующий год мы вошли уже с МСФО – чтобы все было прозрачно. Мы будем отчитываться, как публичная компания.

Дальше идут юридические процедуры по утверждению наблюдательного совета, баланса и т.д. Планируем закончить этот этап до первого квартала 2017 года.

Ну и в более долгосрочной перспективе я хочу разработать программу компьютеризации Укрпошты. Хочу понять, сколько это будет стоить и как мы это можем сделать. Сколько средств я могу привлечь от доноров, ведь существует программа по снижению оборота наличных денег. Под эти задачи есть донорские деньги. Без Укрпошты эта программа не будет успешной, ведь у нас очень большая инфраструктура.

- Как Вы намерены ускорить обслуживание в отделениях и сократить вечные очереди?

- Не так все сложно. Сейчас, когда вы приходите с платежкой в Укрпошту, несчастные операторы должны ввести многозначный номер счета, имя, фамилию. Они делают это каждый раз, не сохраняются никакие данные. В следующем месяце они делают то же самое. А представьте, что вы пришли с тремя платежками, сколько это занимает времени?

Если мы начнем сохранять данные и введем карточку клиента Укрпошты, то процесс ускорится. Надо будет сосканировать карточку, все ваши счета появятся на экране, нужно будет ввести пять цифр, это займет пять секунд. Потом будем стараться вводить дистанционные каналы обслуживания и т.д.

Пенсионеры, в отличие от более молодого поколения, не любят называть свой номер телефона, они к этому относятся более щепетильно. Поэтому мы будем внедрять две системы, карточки клиента и по номеру телефона.

- Какой будет Укрпошта через несколько лет? Во что Вы хотите ее превратить?

- Важно все хорошее сохранить, но при этом я хочу создать площадку, на которой будет развиваться малый и средний бизнес. Их задача будет только продавать, а мы будем брать на себя управление складскими запасами, доставку. Если у нас будет возможность еще и создать банк, то тогда мы сможет и финансировать. Дешевле ставок, чем в Укрпоште, не будет.

Не секрет, что не вся отчетность малого и среднего бизнеса в Украине реальна. Поэтому очень плохо идет финансирование этих сегментов. Ведь банк прежде всего смотрит на финансовую отчетность. Я же смогу давать финансирование оборотного капитала малому и среднему бизнесу исключительно исходя из количества посылок. Я знаю, сколько зашло, сколько вышло. Поэтому Укрпошта сможет предоставить самые низкие ставки. Это будет вклад компании в развитие экономики, в развитие этой отрасли.

- Можете привести какой-то зарубежный аналог? На кого Вы равняетесь?

- В какой-то степени это будет Amazon, в какой-то – DHL. Я хочу создать площадку, на которой смогут торговать украинские компании, представители малого и среднего бизнеса.

- У Укрпошты будет свой электронный магазин?

- Да. То, что сейчас происходит, не очень красиво. Мы все знаем, почтальоны колбасу разносят, гречку. А ведь можно сделать нормальный каталог, и вы, сидя дома, сможете на завтра заказать шампунь, памперсы и туалетную бумагу, просто заполнив электронную заявку.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: