Пряности, слоны и интернет: аналитический обзор рынка Индии от Chernovetskyi Investment Group

комментировать

Падение цен на нефть четко разделило растущие экономики, в частности страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) на две категории: те, кто теряет, и те, кто приобретает. И в этой ситуации Индия с Китаем приобрели многое… Крупнейшие потребители нефтепродуктов усилили свои позиции на мировой арене благодаря снижению цены нефти, которая существенно влияет на себестоимость практически всех производимых продуктов. Производители (Россия и Бразилия), наоборот, потеряли существенную часть доходов. Итак, что же это за страна такая – Индия?.

Индия – десятая по размеру экономика мира с объемом ВВП $1,8 трлн (2013 год) и вторая в мире страна по количеству населения – в ней проживает больше 1,2 млрд людей. В отличие от многих европейских государств, переживающих старение наций, средний возраст в Индии к 2020-му составит 32 года.

 Многие представители молодежи ездят на учебу в США, а по возвращении создают свои стартапы. В чем особенность индийского рынка IT и чем он привлекает инвесторов?

Ответ на этот вопрос попыталась найти CIG, управляющие партнеры которой не так давно провели трехнедельную командировку по изучению IT и венчурного рынка Индии. И смогли взглянуть на этот рынок изнутри.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР РЫНКА

Первые крупные инвесторы пришли на рынок Индии еще 15 лет назад. С тех пор и до 2010 годаc IT-рынок развивался достаточно равномерно: инвесторы инвестировали, а новые стартапы – появлялись.

Однако с 2010 года в стране начался интернет-бум, по результатам которого за пять лет в интернет попало более 200 млн новых пользователей.

С этого момента на рынок устремились инвесторы со всех уголков мира, а создание собственного IT -бизнеса стало мечтой каждого индуса.

За время нашей командировки мы встретились с десятком IT -предпринимателей. Так вот, несмотря на средний возраст 30-35 лет, каждый из них имел за плечами несколько созданных проектов. Кто-то успешно продал свои предыдущие проекты. Кто-то – провалил первую попытку и решился на очередную. Но в целом разница с Украиной колоссальна!

Множество стартаперов здесь - опытные предприниматели, которые точно знают, что конкретно нужно делать для успеха. Это далеко не студенты, пытающиеся что-то «склепать» впервые.

Согласно полученной нами информации, на сегодня мировые инвесторы в общей сложности вложили в индийский IT-рынок более $50 млрд.

Первое впечатление, которое может сложиться у каждого, кто начнет изучать индийский рынок,- рынок перегрет. В связи с этим за каждый стартап, который кажется хоть немного перспективным, здесь ведется настоящая охота среди инвесторов.

Поднять деньги от инвестора на этом рынке не является большой проблемой. И если предприниматель действительно верит в свой проект и делает все для его успеха, то к концу второго года работы проекта он уже обычно привлекает требуемые инвестиции либо понимает, что следует закрыть проект.

Однако после дальнейших переговоров с десятком топовых инвесторов, а также успешными IT-предпринимателями стало очевидно, что, несмотря на внушительный объем «залитых» в рынок инвестиций:

 

а. на рынке остается место для новых проектов (онлайн-образование, онлайн-кинотеатры, интернет-реклама, маркетплейсы и агрегаторы, социальные мобильные платформы и т.д.);

б. Рынок находится в начале своего развития и будет демонстрировать дальнейший рост.

 

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РОСТА РЫНКА

Для того чтобы понять размер индийского рынка, а также его огромный потенциал, непременно стоит глянуть на статистику по основным IT-показателям:

 

Количество интернет-пользователей:

По результатам 2014 года количество интернет-пользователей в Индии составило 278 млн чел. Согласно прогнозам специалистов, уже в I квартале 2015 года их число превысит 300 млн чел.!

 

Динамика прироста интернет-пользователей:

Динамика прироста интернет-пользователей в стране – одна из самых стремительных в мире. Так, за последние пять лет общий прирост интернет-пользователей составил более 200 млн чел.!

 

Количество пользователей мобильных телефонов:

Общее количество зарегистрированных (купленных) мобильных карточек в Индии – около 900 млн шт. Общее количество уникальных абонентов мобильной связи составляет 405 млн чел.

 

Прирост пользователей смартфонов:

Количество проданных смартфонов в 2014 году составило около 100 млн шт. В 2015 году планируется продать еще 125-140 млн шт.

 

Популярность онлайн-видео:

Рост количества просмотров видео онлайн в Индии составляет около 99% в год. Однако этот показатель мог быть в разы выше при более быстром интернете.

Популярный контент:

Учитывая то, что средняя скорость интернета по стране редко превышает 3-5 Мбит/секунду, основной видео контент, который может сегодня нормально воспроизводится в интернете – небольшие видео ролики в Youtube и социальных сетях.

 

Размер рынка электронной коммерции:

По результатам 2014 года размер рынка электронной коммерции в Индии оценивается в $3 млрд. Однако уже в 2016 году, по мнению экспертов, рынок вырастет в пять раз и достигнет размера в $15 млрд.

 

Количество онлайн покупателей:

Количество покупателей на конец 2014 года составило 40 млн чел. Рост количества покупателей к концу 2015 года прогнозируется на уровне 63% (до уровня 65 млн чел.).

 

ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

В связи со значительным интересом инвесторов к рынку Индии, а также ожесточенной конкуренцией между ними суммы инвестиций в проекты здесь значительно выше привычных нам:

 

Ранняя стадия проекта (seed) – $500 тыс.–$3 млн

Средняя стадия проекта (серия А) – $3 млн.–$20 млн

Поздняя стадия проекта (серия В) – от $20 млн

 

ЭКОСИСТЕМА СТАРТАПОВ

Несмотря на все особенности индийского рынка электронной коммерции, экосистема стартапов в этой стране развивается быстрыми темпами. Во многом за счет молодых пользователей интернета – половина юзеров младше 25 лет.

Наиболее продвинутыми с точки зрения новых сетевых бизнесов являются Бангалор и Национальный столичный регион (NCR), который включает Нью-Дели и части штатов Уттар-Прадеш, Харъяна и Раджастхан. В этих регионах сконцентрировано более 50% всех стартапов страны. Также стартапы активно развиваются в Мумбае, Ченнае, Хайдарабаде и Пуне.

Десять стартапов в прошлом году получили суммарно $3,5 млрд инвестиций. Крупнейшие из них:

 

1. Flipkart - $ 1,91 млрд

Лидер электронной коммерции Flipkart стал первой компанией в Индии, которая получила венчурные инвестиции на сумму более $1 млрд.

Tiger Global и Южно-Африканская медиагруппа Naspers инвестировали $1 млрд в июле 2014 года, последовавшие за раундом в $210 млн двумя месяцами ранее. Также компания привлекла $700 млн от других инвесторов.

Часть привлеченных средств пошла на приобретение ведущего модного портала Myntra. За три месяца до слияния Myntra закрыл раунд в $50 млн. Венчурные компании Tiger Global и Accel были ведущими инвесторами в Flipkart и Myntra и стремились к слиянию, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с Amazon.

По заявлению менеджмента Flipkart, компания стремится быть индийским Alibaba.

 

2. Snapdeal - $861 млн

Компания Snapdeal со штаб-квартирой в Дели является основным местным конкурентом компании Flipkart.

Стартап привлек инвестиции в $234 млн в двух раундах финансирования в феврале и мае, но все еще отставал от Flipkart (после привлеченного последним раунда в миллиард долларов). Спустя несколько месяцев японский телекоммуникационный гигант Softbank проинвестировал $627 млн средств, чтобы позволить Snapdeal играть в высшей лиге.

 

3. Ola – $251,5 млн

Лидирующее приложение для поиска и заказа такси в Индии.

В начале 2014 года проект привлек $41,5 млн инвестиций, а уже в октябре был получен новый транш на сумму в $210 млн от компании Softbank. Это дало проекту отличную возможность для конкуренции с глобальным соперником Uber - при условии, что государственные регуляторы Индии дадут ему все разрешения для работы.

 

4. Quikr – $150 млн

Tiger Global пришел на помощь местному порталу объявлений Quikr в его борьбе с глобальным игроком OLX. Два раунда финансирования из США в $90 млн и $60 млн в текущем году подтвердили инвестиционную привлекательность онлайн—досок объявлений на территории Индии.

5. Housing – $109 млн

Портал недвижимости Housing.com был третьим крупным проектом, который получил инвестиции более $90 млн от Softbank в Индии.

Данный раунд был закрыт после раунда в $19 млн в июне. Компания была основана в 2012 году молодыми инженерами из Бомбея.

 

 ОТКУДА ПРИВЛЕКАТЬ ДЕНЬГИ НАЧИНАЮЩЕМУ СТАРТАПЕРУ

Крупнейшие индийские инкубаторы и акселераторы

Название

Описание

Angelprime

Инкубатор в Бангалоре, который финансирует проекты на посевных стадиях с потенциалом масштабирования на рынки США, Европы, Азии и Африки. Инкубатор активно помогает в операционной деятельности проектов. За год инкубатор инвестирует в 3-4 проекта (не больше), потому что активно вовлекается в развитие проекта. Диапазон инвестиций $200 000 - $600 000.

GSF Global Accelerator

Акселератор с офисами в Бангалоре, Ченнае, Мумбае, Гуаргоне. Акселератор инвестирует в проекты на ранних стадиях от $30 000 до $60 000 за 8-9% акций. Программа длится 13 недель. GSF также рассматривает возможность инвестирования в размере $500 000 в проекты, которые прошли у них акселерационную программу.

iAccelerator

Акселератор в Ахмедабаде, который работает на рынке Индии с 2008 года. Акселератор инвестирует в проекты на ранних стадиях от $12 000 до $24 000.

Microsoft Accelerator

Акселератор в Бангалоре, который набирает стартапы на 4-месячную программу. Акселератор помогает только тренингами, связями, менторами, финансовых инвестиций не предлагает, долю в проектах не берет.

The Hatch

Инкубатор в Гуаргоне для проектов на предпосевной стадии. Инкубатор помогает проекту привлечь инвестирование в размере от $20 000 до $100 000.

Startup Village

Инкубатор в городе Коччи, который предоставляет стартапам рабочее место, высокоскоростное подключение к интернету, юридическую поддержку. С момента основания в 2012 году через инкубатор прошло больше 450 стартапов.

The Startup Centre

Акселератор в Ченае, который предлагает 6-месячную программу для стартапов с готовым прототипом. Акселератор инвестирует в проекты до $24 000 за долю от 2% в стартапах.

Tlabs

Акселератор в Нью-Дели, который предлагает 13-недельную программу для стартапов взамен на 10-процентную долю в проектах.

Venture Nursery

Акселератор в Мумбае, который инвестирует в стартапы до $40 000 за 5-процентную долю в проекте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потенциал индийского рынка IT огромен. Относительная неразвитость интернет-сервисов привлекает большое количество иностранных инвесторов, которые понимают: в ближайшем будущем Индию ждет прорыв в развитии потребительского интернета.

Основным драйвером индийского интернет-рынка является электронная коммерция. Суммарно три самых больших стартапа привлекли более $3 млрд.

«За три проведенные в Индии недели мы организовали порядка 50 встреч с крупнейшими инвесторами рынка для того, чтобы изучить его потенциал изнутри. Отталкиваясь от того, что мы увидели и услышали, можно уверенно говорить об огромном потенциале индийского рынка, места на котором хватит всем! В связи с этим сегодня мы обсуждаем возможность выхода на этот рынок. Как для инвестирования, так и для помощи украинским стартапам в масштабировании своих проектов в Индию», - говорит управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group Владимир Кривко. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: