Без инноваций успеха можно не дождаться – Алексей Кредисов о новаторстве в бизнесе

комментировать
Без инноваций успеха можно не дождаться – Алексей Кредисов о новаторстве в бизнесе

Алексей Кредисов, глава украинского офиса EY и один из самых влиятельных топ-менеджеров корпоративного сектора страны, на примере собственного смартфона рассуждает о месте инноваций в жизни современного человека и о будущем аудита.

Алексея Кредисова, управляющего партнера украинского офиса международной аудиторско-консалтинговой компании EY, называют одним из самых успешных отечественных топ-менеджеров. Его карьера сложилась удачно благодаря трудолюбию, стремлению изучать лучшие практики ведения бизнеса во всем мире и неподдельному интересу к разного рода инновациям.

Получив степень МВА в США, Кредисов начал работу в международной аудиторской компании Arthur Andersen, а затем перешел в EY (тогда – Ernst & Young) на должность партнера отдела аудиторских услуг. Профессионализм, управленческий талант и нестандартное мышление помогли Алексею стать самым молодым управляющим партнером за всю историю компании. В 2012 году Кредисов стал сопредседателем Центра по управлению развивающимися рынками в глобальной организации EY, а с недавних пор – ещё и операционным директором EY в шести странах Восточной и двух странах Западной Африки. Надо ли говорить, что при работе одновременно на двух континентах без новых технологий ему не обойтись. Об инновациях в бизнесе – наша беседа.  

– Как бы вы сформулировали свое отношение к инновациям?

– Я однажды прочел интересный кейс компании Philips. В 1990 году новый президент Ян Тиммер принес на совещание «газету» с заголовком на первой полосе «Philips объявлена банкротом». Номер был датирован числом на несколько лет вперед. Так он привлек внимание топ-менеджеров к необходимости радикальных перемен.

Волнуют ли меня инновации? Да. Потому что одно из тех многочисленных изменений, которые происходят сейчас, обязательно затронет наш бизнес. Я не думаю, что аудиторские компании отомрут, но они точно изменятся. И тогда, возможно, необходимость в таких людях, как я, исчезнет. Потому нам нужно адаптироваться уже сегодня.

– Как инновации изменили вашу компанию за последние 10-15 лет?

– Инновации бывают разные. Например, эволюционные (incremental) и разрушительные (disruptive). На протяжении десятилетия изменения происходили по нарастающей. Раньше для того, чтобы проводить аудит, нужно было задействовать целую армию сотрудников. Сейчас необходимость в людях гораздо меньше. Мы стали более эффективными и менее дорогими. Но в ближайшие 10-15 лет нас ждет disruptive-инновация. Вполне вероятно, наступит время, когда аудит будет проводиться моментально и без участия человека – закрылся период, и сразу готов отчет. 

– Как аудитор – человек, который оценивает бизнес – видите ли вы взаимосвязь между инновациями и успехом бизнеса? 

– В кратко- и среднесрочной перспективе эффект может быть даже обратным, потому что инновации отвлекают ресурсы от основного бизнеса. Хотя и в долгосрочной перспективе – не факт, что они приведут к успеху. В то же время, без инноваций успеха можно не дождаться. 

Вот посмотрите (показывает на экран. – НВ): на мой смартфон установлены пять мессенджеров. Все они – для отправления сообщений, и только одна кнопка – для голосовых звонков, которой я пользуюсь редко. Если бы Киевстар не придумал, как зарабатывать в таких условиях, он бы остался не у дел. Поэтому телеком-компании переходят от голосовых услуг к работе с данными. У них огромный массив информации, которая легко сегментируется и поддается обработке. Кроме того, они начинают предоставлять весь пакет коммуникационных сервисов «из одних рук». Мы в EY стремимся к тому же: быть консультантом по всем вопросам развития бизнеса – будь то аудит, налогово-юридическое планирование, закрытие сделки или внедрение диджитал-инструментов для оптимизации бизнеса. 

– Вы говорите об успешном примере новых технологий, но ведь далеко не все из того, что предлагают разработчики разных компаний, оказывается нужным и успешным. 

– Неуспешных инноваций гораздо больше, чем успешных: большинство стартапов не «взлетают». Хотя пресса пишет в основном об успешных кейсах.

С точки зрения инвестора, главный показатель успеха – это капитализация на длительном отрезке времени. Какая самая успешная инновационная компания в бизнесе такси? Uber. В отельном – Booking.com. Притом, что у первой нет автопарка, а у второй – нет ни одной комнаты для сдачи. 

Изменения больше никогда не будут такими медленными, как сейчас

– А в Украине такие инновации могут появиться? 

– Нужны не только своевременные идеи, облегчающие жизнь людей, но и среда для их воплощения. На данном этапе развивать инновации у нас в стране достаточно сложно. Не потому, что люди здесь не умеют думать. Как раз наоборот. Просто, как только у нас появляется хорошая идея, хорошая команда, ее сразу же покупают частично или полностью, причем за небольшие деньги. Так что мы скорее услышим об успешных международных проектах - с украинскими корнями.

Мы поддерживаем проекты, способствующие развитию предпринимательства в Украине, делимся знаниями, опытом, а также внедряем управленческие инновации у себя в компании. Например, проводим среди сотрудников конкурсы идей для развития бизнеса, предлагаем средства удаленного доступа к рабочим материалам и гибкий график, чтобы люди могли работать, когда угодно и откуда угодно. 

– Как быстро ваша компания внедряет инновации?

Понимая необходимость изменений, год назад EY наняла Джефа Вонга из Ebay в качестве глобального лидера по внедрению инноваций. Уже сегодня EY в мире использует мобильные приложения для работы с клиентами, применяет инструменты анализа больших данных для выявления рисков и драйверов роста бизнеса. Думаю, это только начало.

В больших корпорациях хорошо налажены стандартные бизнес-процессы, но им не хватает экосистемы для прорывных идей и скорости в принятии решений. Топы компаний хотят делать все то же, что приносило им успех на протяжении последних нескольких лет. Инноваторы – другие. Они не вписываются в корпоративную культуру, уходят из университетов, потому что там нужно приходить вовремя, сдавать экзамены. Известный стартап-инвестор Питер Тиль как-то сказал: «Я никогда не вкладываю деньги в стартапера, который пришел ко мне на встречу в костюме». 

– И что же делают большие корпорации для того, чтобы не упустить свой шанс? 

– В больших корпорациях работают умные люди. Они понимают, что их R&D не может создавать поток инноваций. Потому они создают венчурные фонды, которых уже насчитывается около 1300 во всем мире. Фонды удалены от корпоративной культуры с её жесткими КРІ и квартальными отчетами, но могут использовать финансовые и организационные ресурсы компании. В Украине такой пример – компания Киевстар, которая поддерживает телеком-акселератор ВДНХ-Tech. Расчет прост – корпорация хочет поддержать талантливых «людей без пиджаков» и получить свежие идеи. Консультанты EY также выступают менторами и помогают командам грамотно выстроить работу с самого начала. 

Давайте поговорим о будущем. Как инновации в дальнейшем будут влиять на бизнес? 

– Изменения уже никогда не будут происходить так медленно, как сейчас. К этому стоит быть готовым. Нужно экспериментировать и рисковать. В противном случае велика вероятность, что через 2-5-10 лет вашего бизнеса не будет. Есть данные, которые показывают, что в 1960-х средний возраст компаний, которые входили в индекс S&P, составлял 60 лет, сейчас – меньше 25. Компании, которые не соответствуют изменившимся условиям, просто уходят с рынка.

– Что необходимо будет делать компаниям для того, чтобы выжить в новых условиях? 

– Единого мнения нет. Нужно инвестировать в развитие цифровой стратегии, просчитывая самые разные варианты (например, стратегические альянсы, M&A, венчурные фонды).

Традиционно успешными в сфере инноваций считаются США, Южная Корея и Израиль. Но это лишь то, что на слуху и хорошо изучается. Есть много других успешных инновационных площадок, кстати, более похожих на экосистему Украины. Я стараюсь бывать также в тех местах, о которых меньше слышно, и перенимать их опыт. Например, я работаю в Кении, где живет много людей с низким уровнем дохода. Образование в стране хуже, чем в Украине. Тем не менее, кенийцы придумали финансовые инструменты, которые помогают получать хорошую прибыль на микрокредитовании – на займах до $100 там строится крупный и высокодоходный бизнес. Представьте потенциал развития данного бизнеса на Африканском континенте, где живет 1,2 миллиарда человек, а также подумайте о миллиардном населении Индии и Китая. 

– Но ведь вы говорили, что для инноваций необходима экосистема. Разве она там есть? 

– Она другая и ещё не достаточно развита. Поэтому пока ни из Африки, ни из Индии не вышли ни iPhone, ни Uber. Ситуация похожа на ту, что мы наблюдаем в Украине. Полезно изучить их опыт развития инновационных продуктов и без экосистемы, потому что в нашей стране она тоже слабая.

Благодаря современным технологиям и глобализации перед предпринимателями открываются многочисленные возможности и ниши для развития бизнеса. Даже в не самых благополучных, с точки зрения деловой среды, регионах есть потенциал для прорывных инноваций. Важно не только быть открытым к изменениям, но и становиться их двигателем. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: