Цифровая трансформация ДТЕК - это шаг в европейский энергорынок

комментировать
Исполнительный директор «ДТЭК Энерго» Дмитрий Сахарук

Исполнительный директор «ДТЭК Энерго» Дмитрий Сахарук

Исполнительный директор ДТЭК Энерго в эксклюзивном интервью для Deloitte рассказал о том, почему каждому бизнесу рано или поздно нужно стать цифровым, как системно подходить к управлению Digital технологиями и можно ли сделать единые IT-решения для полусотни производственных предприятий.

Что означает цифровая трансформация для Вас и Вашей организации? Повлияет ли переход на цифровые технологии на Вашу организацию и сферу Вашей деятельности?

Каждый бизнес в ближайшее время вынужден будет либо успешно пройти через процессы цифровой трансформации, или раствориться в архивах поисковых систем. ДТЭК точно на пути цифровой трансформации. Для нас это – изменение организационной культуры и внедрения новых информационных технологий, расширяющих возможности компании и позволяют формировать собственную так называемую «экосистему» во взаимодействии с другими компаниями отрасли. Неизбежно изменятся и другие предприятия отрасли, ведь энергетики всегда работали в едином енергопросторе, сам производственный процесс единовременного производства и потребления конечного продукта – электроэнергии – предопределяет необходимость применения цифровых технологий и постоянного их обновления.

Путь ИТ-изменений ДТЭК начал в 2008 году и он продолжается до сих пор. По нашей оценке к 2016 году мы достигли и находимся на достаточно высоком уровне зрелости в цифровой трансформации – Digital Transformer. Это означает, что возможности ИТ встроены во все бизнес-процессы предприятия и интегрированы в управленческий процесс.

В 2008 году совместно с Deloitte ДТЭК разработал уникальную для Украины программу старта цифровой трансформации для крупной промышленной компании. С 2008 по 2012 годы мы успешно ее реализовали в ДТЭК.

Этот первый этап содержал:

  • Внедрение единых объединительных программ для использования на разных предприятиях компании. Например, единой системы ИТ-поддержки пользователей – Helpdesk – с едиными стандартами обслуживания, единой ИТ-инфраструктурой.
  • Унификации операционных процессов в корпоративном центре и на производственных предприятиях.
  • Пилотное внедрение отдельных цифровых технологий управления, например, SAP ERP. 

Следующим этапом цифровой трансформации в ДТЭК с 2013 года стала программа «Платформа». На этом этапе мы развиваем все организационные процессы на всех предприятиях ДТЭК. Ведь только крупных – более 60. Это шахты,ТЭС, облэнерго. В ДТЭК работает около 120 тысяч сотрудников, поэтому быстрая, унифицированная, безопасная и комфортная общая система обмена информацией крайне важна для нас. Только она сможет сделать нас конкурентоспособными, гибкими. 

Ключевые направления «Платформы» - технологическая автоматизация на предприятиях; автоматизация бизнес-процессов и глубинное развитие ИТ-инфраструктуры. В части технологической автоматизации мы внедряем мониторинг и диспетчеризацию технологических процессов на промышленных предприятиях: оценку качества угля, мониторинг работы энергоблоков ТЭС, автоматизированные системы управления технологическими процессами энергоблоков ТЭС (АСУ ТП), автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

Автоматизация бизнес-процессов реализована в ДТЭК путем внедрения SAP ERP, системы бюджетирования и единого электронного документооборота.

Чтобы технически воплотить эти процессы в огромной компании, мы обеспечили предприятия и офисы ДТЭК современными ИТ-инструментами и механизмами: новыми каналами связи, сетями, центрами обработки данных и серверами.

Особым решением стал проект перехода на облачный сервер пространство. С марта 2016 года ДТЭК перевел важные бизнес-системы и данные в облачное хранилище HPE (Hewlett Packard Enterprise). Хранение информации на удаленных серверах или в «облаке» – одна из основных мировых тенденций в ИТ-отрасли. Вместе с тем решение, созданное ДТЭК и HPE, пока что уникальное для украинского рынка. Оно позволяет, с одной стороны, надежно хранить и эффективно управлять корпоративными данными. С другой – быстро увеличить объем хранилища информации при необходимости. В будущем ДТЭК планирует и дальше гибко управлять и развивать собственные наземные и арендованные «облачные» ресурсы. 

Как Вы планируете использовать или реагировать на инновационные технологии, доступные на рынке? Рассматриваете ли Вы их как новые возможности или риски?

Новые информационные технологии для нас – это новые возможности. Для ДТЭК это касается и производственных процессов на наших шахтах, тепловых электростанциях и дистрибьюторских компаниях. Инновационные цифровые технологии становятся основой и для управленческих процессов – финансовых, бюджетных, HR, бухгалтерии. Сегодня нам необходимо в реальном режиме времени знать о все процессы в компании, о проблемах, которые возникают, и исполнять прогнозы на основе точных и достоверных данных. Мы постепенно отказываемся от трудоемкой ручной работы, доверяя ее современному цифровому оборудованию и системам. Конечно, существует немало ограничений и рисков для полноценного использования передовых технологий именно в нашем бизнесе, учитывая его стратегическое значение для страны и особенно на фоне последних событий и хакерских атак, которые становятся все более распространенными. Но мы рассматриваем новые технологии как новые возможности для развития нашего бизнеса. 

Назовите основные цели, которые стремится достичь организация в контексте цифровой трансформации? Рассматриваете ли Вы возможность перехода на новые цифровые технологии или Ваша организация находится в процессе цифровой трансформации?

Главная цель цифровой трансформации ДТЭК – воплотить в жизнь долгосрочную бизнес-стратегию компании до 2030 года и стать успешным игроком европейского энергорынка. Без полноценной автоматизации этого не достичь. Так родилась идея программы «Платформа», которая объединила три десятка проектов. Каждый из них – по сути, мини-революция, которая предусматривает переход привычных рабочих процессов на качественно новый уровень. Правда, экономический кризис 2014 года заставил нас задуматься, стоит ли продолжать программу. Но, учитывая ее роль в развитии ДТЭК, было принято решение сохранить большинство проектов. Где-то были пересмотрены объемы и темпы реализации, но автоматизация идет. В 2014 году активными участниками проектов «Платформы» стали почти 1500 сотрудников ДТЭК. Еще несколько тысяч стали пользователями предложенных в рамках программы решений. В этом году большинство проектов перейдет от уровня «пилотов» к опытно-промышленной эксплуатации, ведь с 2016 года они стали неотъемлемой частью работы всего коллектива ДТЭК.

Как Вы планируете оценивать уровень успешности внедрения / перехода на цифровые технологии? Что является более важным: оценка уровня инвестиционного дохода или уровень вовлеченности Вашего клиента? Возможно ли достигнуть обеих целей?

Между инвестициями в ИТ и финансовыми результатами существует связь далеко не первого порядка. ИТ-проекты очень разноплановые и очень отличаются друг от друга. Наша задача – создать единое информационное поле внутри ДТЭК, чтобы данные вводились один раз и не требовали повторного осмотра – это колоссальная экономия рабочего времени. Успешный пример такой синергии – система SAP ERP, в которой в единое целое собрана информация о финансы, производство, ремонты и закупки. В будущем мы планируем синхронизировать ее с другими системами, бюджетирования, расчета заработных плат, оценки качества угля. Кстати, последняя – яркий пример того, как единая информационная база помогает экономить время и деньги. Данные о качестве угольной продукции вносятся в программу, что позволяет устранить дополнительные этапы контроля и сократить время простоя вагонов во время анализа угля.

Нельзя одинаково оценивать успешность проектов внедрения любой автоматизированной системы, построения единой инфраструктуры и, например, по внедрению единой CRM-системы. В первом случае возможно просчитать экономический эффект и рассчитать возврат инвестиций. Во втором – мы не получаем прямой экономической выгоды, но обеспечиваем поддержку роста бизнеса, единое информационное пространство и коммуникации. Для этого проекта важна унификация и, как следствие, повышение качества и снижение стоимости базовых ИТ-сервисов. А вот в третьем случае одними из важнейших критериев успеха будет повышение лояльности наших клиентов, привлечение новых клиентов, удержание давних и прочее, что нельзя непосредственно вычислять в денежном потоке. Их выполнение, а соответственно, и достижение цели оценивается с помощью многомерного показателя, что содержит различные составляющие.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: