Бесплатный сыр только в мышеловке, или 5 проблем украинской медицины

Бесплатный сыр только в мышеловке, или 5 проблем украинской медицины

Многие пациенты, приходя в частную клинику за более комфортным и качественным сервисом, нежели в госучреждениях, после получения желаемого, позволяют себе говорить о том, что любой частный медицинский бизнес заточен на зарабатывание денег.

В ряде случаев, именно такое предвзятое отношение внушает пациентам определенное недоверие и негатив в отношении частной медицины. И это при том, что в государственных клиниках, зачастую, расходы на лечение оказываются не меньшими, а то и превышают стоимость услуг коммерческой медицины. Безусловно, говорить о том, что вся частная медицина кристально честна и о навязывании ненужных услуг, назначении ненужных препаратов или направлений к дружественным докторам, речи в Украине нет, нельзя. Однако, нужно признать, что такими поступками грешат и врачи государственных медучреждений. Помимо ментальных особенностей и низких доходов, украинским обществом движет банальное отсутствие медицинской культуры.

О том, возможно ли в украинских реалиях развивать культуру частного медицинского сектора и как изменить предвзятое отношение пациентов к частной медицине, рассказывают основатели офтальмологической клиники АИЛАЗ Оксана Аверьянова и Андрей Ковалев.

 


1_15


В Украине, в отличие от других стран, невозможно застраховать врача от несчастного случая и непорядочного пациента. Подобной услуги украинские страховые компании просто не предлагают. Диссонанс восприятия частной медицины возникает, в первую очередь, от менталитета, несколько советских взглядов, желания сэкономить и переложить ответственность за собственное здоровье на не защищённых законом врачей.

В условиях конкурентного рынка в медицине, как и в любой другой отрасли, лечебным учреждениям необходимо проявлять себя, привлекая клиентов. Сделать это можно несколькими способами: предоставлять инновационные услуги, давая понимание клиенту, что нигде в другом месте он подобного не получит; за счет скидок и программ лояльности; либо же, используя методы «черного пиара», указывать на недостатки конкурентов.

Однако, в реальности, конкурировать медицинские учреждения могут только двумя способами – уникальностью предложения и уровнем предоставления услуги. Других вариантов нет. Ведь  уникальность предложения развивает медицину, а качество предоставляемых услуг позволяет находиться на полшага впереди конкурентов.

При этом рассматривать проблему культуры потребления медицинских услуг нужно с позиции не только социально-ответственной, но и с монетарной.

 

Почему за медуслуги необходимо платить?

В сознании украинцев плотно сидит убеждение, что медицина должна быть бесплатной. На самом деле это не так. Современная медицина – это отрасль высоких технологий: электроника, лучевые методы исследования, компьютерная диагностика знакомы каждому. Стоит задуматься над тем, что в создание всей этой аппаратуры вложен труд тысяч людей, которые не могут работать бесплатно. Или другой пример – медицинские препараты. Очевидно, что без вложений, исследований и развития, медицина не достигла бы тех высот, которые есть сейчас. За любую медицинскую услугу, даже если она для пациента бесплатна, всегда кто-то где-то платит.

За любую медицинскую услугу, даже если она для пациента бесплатна, всегда кто-то где-то платит

А современная медицина – это настолько дорогое удовольствие, что ни одно, даже самое богатое государство, не способно взять на себя расходы по развитию медицины. Если государство все же решит обеспечить своим гражданам бесплатное медицинское сопровождение, то на инновациях в медицине можно будет поставить крест. Медицина должна зарабатывать на себя в любом случае.  

 

Почему без страховой медицины не обойтись?

Если говорить об услугах высокотехнологичных, абсолютно однозначно можем сказать: без страховой медицины нам не обойтись. Если спросить 100 врачей в частных клиниках о том, нужна ли страховая медицина, все 100, не колеблясь, ответят «да». При этом, придя в государственное медучреждение, вы услышите отрицательный ответ от абсолютного большинства сотрудников, потому что это резко сократит, или вообще исключит, возможность получать благодарности от пациентов и безвозмездно использовать государственные ресурсы в личных целях.

Идеальной модели страховой медицины не существует. И Украина может многое потерять – и время, и прогресс, пока будет взвешивать «за» и «против» внедрения обеспеченной или страховой  медицины. И если в Америке, в Европе страховая медицина имеет несколько ступеней, в нашей стране на сегодняшней день нет и намека на страховую медицину. Это препятствует здоровой конкуренции между медучреждениями. В Украине мы наблюдаем парадокс: например, частная клиника с новейшим оборудованием и одноместными современными палатами оценивается как клиника высшей категории, и аналогичную оценку получает больница советских времен с разбитой керамической плиткой и санузлами в конце коридора. Мы считаем, что если бы в Украине развивалась страховая модель предоставления медицинских услуг, страховая компания, получающая от клиентов деньги за медстраховку, тоже была бы заинтересована в оценке учреждений, которые потенциально могут стать ее партнерами. Сертифицировать нужно не только клинику и уровень знаний ее врачей, а и оснащенность учреждения, спектр и качество предоставляемых услуг.

Украина может многое потерять – и время, и прогресс, пока будет взвешивать за и против внедрения обеспеченной или страховой  медицины

В идеале, Украине хватило бы нескольких десятков современных, профильных, оснащенных по последнему слову медицины, центров. Их наличие было бы выгодным и пациентам, и страховщикам, и государству. И это в очередной раз доказывает, что медицина – это тоже бизнес. А бизнес должен быть структурированным и прибыльным. Не бывает в медицине бесплатных услуг. Есть услуги, включенные в стоимость. Именно бесплатная медицина вызывает неуважение.

 

Почему в медицине не должно быть скидок?

Частная медицина должна давать пациенту лучшее (на то она и частная – индивидуальная услуга). А скидки могут возникать либо из залежалого товара, либо из завышенной стоимости. Наша клиника никогда не занималась такого рода привлечением пациентов, как скидки. На собственном примере можем сказать, что отсутствие скидок и каких-либо акций дает возможность тщательно планировать свою работу и  предоставлять качественные услуги. Скидки привлекают людей, клиника получает избыток посетителей (ведь к этому и стремились). Что в результате? В результате – конвейер и перенагрузки персонала, качество услуги падает, растет напряжение людей, теряется имидж и авторитет.   Правильная работа с ценами и возможность уделить внимание нашим пациентам позволяет сохранить качество работы, а, значит, имидж и авторитет.

На собственном примере можем сказать, что отсутствие скидок и каких-либо акций дает возможность тщательно планировать свою работу и  предоставлять качественные услуги

Не менее важный аспект – возможность инвестировать в новые технологии. Именно благодаря тому, что мы имеем взвешенные цены, у нас есть такое преимущество – развивать в украинской офтальмологии то, чего ранее здесь не было.  И на это нам, профессионалам, увлечённым своим делом, не жалко денег. Последнее наше ноу-хау – новый эксимерный лазер с уникальным диагностическим прибором TopoLyzer, который позволяет максимально повысить качество и точность выполняемой лазерной коррекции. Без этого прибора можно достаточно качественно выполнять лазерную коррекцию и сложно объяснить пациенту важность и преимущества такой диагностики, поскольку это вопросы высшей оптики. Поэтому этот прибор не коммерческий. И вот парадокс! С нашей точки зрения, именно в коммерческой структуре он такой важный, поскольку улучшает качество нашей услуги. Качество и ещё раз качество. Вот что главное в вопросе конкуренции!

  


2_13


Мы считаем, что пациент имеет право выбора. Поэтому доктор, на наш взгляд, не должен давать строгие рекомендации относительно препарата или метода лечения, а предоставить ему на выбор несколько вариантов (если это возможно). Это нивелирует предвзятое отношение к врачу, клинике, возможно, и к медицине в целом. Но тогда сразу поднимается планка для самого медицинского учреждения. Ведь предоставить выбор – это значит иметь у себя весь современный мировой спектр предложений. А это не просто и с профессиональной, и с финансовой точки зрения.  

  

Почему не соблюдаются каноны оказания медицинской помощи?

В Украине, как и везде в мире, существуют стандарты оказания медицинской помощи при различных заболеваниях. Чётко прописаны алгоритмы обследований и этапы лечения в разных ситуациях. Однако, придерживаются их далеко не все и не всегда. Причин несколько. Во-первых, далеко не все клиники оснащены необходимым для проведения данных исследований оборудованием, а терять пациента не хочется.  Во-вторых, сам пациент не может финансово оплатить необходимые исследования. Вытекающие последствия – затягивание процесса постановки правильного диагноза и начала своевременного лечения.

Противоположная крайность – назначение пациенту целого ряда ненужных исследований и лекарств просто потому, что как бы и не навредит, и всем приятно: обследование оплачено, а на руках у пациента ещё одна цветная картинка с сотней загадочных цифр. И все при деле!

Возвращаясь к страховой медицине, надо сказать, что именно страховые компании призваны строго следить за выполнением нормативов обследований и лечения пациентов. Поэтому страховая медицина автоматически превращается в орган контроля за качеством лечения. Страховая компания будет сотрудничать с клиниками, которые имеют весь необходимый объём диагностического и лечебного (хирургического) оборудования, с одной стороны, и она же будет контролировать аргументированность назначения обследований и лечения, с другой.

В Украине, как и везде в мире, существуют стандарты оказания медицинской помощи при различных заболеваниях. Однако, придерживаются их далеко не все и не всегда

Таким образом, вырисовывается прекрасная ситуация – равная ответственность сторон. У пациента формируется доверие, а, значит, и уважение к медицинской структуре.

И вот мы незаметно (затронув понятие уважения) подошли к понятию культуры медицинского обслуживания и культуры отношения пациента к врачу.

  

Почему качественная медицина не должна быть сетевой?

Многие спрашивают нас о том, почему у нас только один медицинский центр и не планируем ли мы строить сеть клиник? Не планируем однозначно. И вот почему. Качественная медицина не может быть сетевой. Невозможно одновременно оснастить все свои центры одинаково современной техникой и иметь везде очень высокий уровень. Медицинская сеть – это всегда некоторый компромисс качества. Уникальность предложения – это единичная структура. Сетевые клиники есть везде, но ни одна из этих сетей не звучит на международных конгрессах. Звучат ведущие клиники мира, например, клиника Барракера (Испания), институт Вилмара (США) -  это уникальные медицинские центры. Да, они большие, но уникальные!

Сетевые клиники есть везде, но ни одна из этих сетей не звучит на международных конгрессах

То же самое касается и кадров. Невозможно научить всех всему и сразу в несколько местах. Эволюционировать и учиться нужно вместе с коллективом, тогда врачи смогут беспрекословно доверять друг другу и создадут уникальную команду, в которой каждый – незаменимое звено. Идти по этому пути можно только в одном месте, бок о бок.

Время идёт вперёд. Мы очень надеемся, что уровень доверия между пациентами и их врачами будет расти. В Украине есть много прекрасных частных клиник, они предоставляют услуги мирового уровня и, безусловно, вносят огромный вклад в развитие нашей медицины. АИЛАЗ – среди них!

Соответствовать мировым стандартам не просто, это требует больших финансовых вложений и колоссального труда всего коллектива

Соответствовать мировым стандартам не просто, это требует больших финансовых вложений и колоссального труда всего коллектива. Хорошие врачи – творческие люди и на нашу работу нас вдохновляют наши пациенты.

Очень хочется, чтобы уровень доверия и уважения между пациентом и врачом укреплялся. Это в наших общих интересах! 

 

Авторы – основатели офтальмологической клиники АЙЛАЗ
Оксана Аверьянова и Андрей Ковалев

Задайте вопрос врачу-офтальмологу

Клиника АИЛАЗ www.ailas.com.ua

02140, Украина, г. Киев, пр. Бажана, 12а, пр. крыло, 5 этаж

Тел.: (044) 291 01 91

Бесплатная горячая линия по Украине: 0 800 50 50 06 – бесплатные звонки со стационарного телефона по Украине

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: