Где банкирам взять денег

комментировать

Очищение, стабилизация, функционирование – именно так можно кратко охарактеризовать стратегию развития банковской системы на ближайшие пять лет.

Национальный банк Украины продемонстрировал свою решительность в стремлении реализовать заявленную стратегию, ликвидировав около 60 банков с 2014 года. В 2016 году регулятор приступил к реализации очередного этапа – стабилизации системы посредством принудительной капитализации банков. Активную дискуссию участников рынка вызвали не столько пороги капитализации, сколько предполагаемый график. В результате был достигнут компромисс – планомерное, в несколько этапов, увеличение банками капитала для достижения 500 млн гривен в июле 2024 года.

Несмотря на достигнутый компромисс, большинству банков придется столкнуться с процедурой увеличения уставного капитала в недалеком будущем. Даже учитывая тот факт, что первый этап капитализации, требующий увеличения до 120 млн гривен уже к 17 июня нынешнего года, применим лишь к 15 банкам, откладывать это решение не стоит.

Для выполнения второго этапа капитализации (увеличение уставного капитала до 200 млн гривен к 17 июля 2017 года) 50 банкам необходимо будет увеличить капитал на общую сумму около 4 млрд гривен. 20 банков уже объявили о начале процедуры. Собственникам еще 30 банков в ближайшее время необходимо решить два важных вопроса: где взять средства на увеличение уставного капитала и как это осуществить наименее болезненно?

Стоит отметить, что оба регулятора, задействованных в процессе (Национальный банк Украины и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку), посодействовали банкам в поиске ответов на эти вопросы. Так, хотя наиболее желанным источником средств с точки зрения регулятора все еще остается привлечение банками «новой» ликвидности, Национальный банк все же разрешил собственникам банков максимально использовать ресурсы, в той или иной форме существующие в самих банках. Для этих целей НБУ детализировал порядок увеличения уставного капитала банка за счет субординированного долга и нераспределенной прибыли.

Позитивные изменения можно отметить и в правовом регулировании процедуры увеличения капитала. Практически все украинские банки увеличивали уставный капитал хотя бы раз за время существования и осознают, с какими трудностями обычно сопряжен этот процесс. Понимая обременительный характер и длительность процесса капитализации, в конце 2014 года НБУ инициировал принятие закона и установление упрощенной процедуры увеличения капитала, которая существенно сокращает сроки реализации и упраздняет некоторые этапы этого процесса. Несмотря на то, что упрощенная процедура изначально задумывалась для банков, которые прошли диагностическое обследование по требованию НБУ, на самом деле, закон (при соблюдении определенных требований) позволяет обратиться за упрощенной процедурой и банку, который не проходил такое обследование. Об актуальности упрощенной процедуры также может свидетельствовать и то, что в конце марта 2016 года Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку утвердила нормативный акт, необходимый для реализации ускоренной капитализации.

Таким образом, следует отметить, что регуляторы готовы идти навстречу участникам рынка для того, чтобы сделать процесс увеличения уставного капитала проще и понятнее. Поэтому для банков и их собственников особенно важно правильно использовать указанные выше возможности при принятии решений в отношении дополнительной капитализации.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: