Почему нельзя бороться с офшорами

комментировать

Панамский скандал стал триггером начала анти-оффшорной кампании в Украине. Сейчас трудно прогнозировать, принятием каких именно законодательных норм она завершится.

С одной стороны, трудно не согласиться с целесообразностью принятия мер по предупреждению уклонения от налогообложения путем создания искусственных оффшорных структур. С другой стороны не стоит забывать, что во многих случаях использование иностранных структур имеет под собой вполне обоснованные причины, где снижение налоговых платежей является скорее производным продуктом, но главной целью таких структур.

Многочисленные инвестиционные и банковские преграды, а также архаичные валютные ограничения, часто не оставляют другого выбора украинским бизнесменам, кроме как использование иностранных структур для инвестирования и развития своего бизнеса за пределами Украины.

С иронией можно констатировать, что как разработаны проекты анти-офшорных законов, так и концепция де-офшоризации устанавливают еще большие ограничения по операциям с иностранными структурами, и не решают проблемные вопросы, которые обусловливают популярность таких структур среди украинских предпринимателей.

Не секрет, что большинство средних и крупных украинских производителей аграрной продукции и агротрейдеров имеет в своих операционных и корпоративных структурах иностранные компании (в том числе и те, что расположены в юрисдикциях с низким налогообложением), которые используются как торговые, финансовые, или холдинговые компании.

Не вдаваясь в предметный анализ предлагаемых в Украине анти-офшорных норм, можно с уверенностью говорить, что для аграрного бизнеса введение анти-офшорных норм будет, по меньшей мере следующие последствия.

Во-первых, это приведет к пересмотру существующих корпоративных структур и уменьшение количества компаний-нерезидентов в структурах украинских групп. Останутся только те компании, наличие которых является экономически оправданной, ведь новые правила могут привести к существенному увеличению затрат на их администрирование.

Во-вторых, снизится экономическая эффективность осуществления операций через оффшорные компании вследствие введения правил контролируемых иностранных компаний, усиление контроля по правилам трансфертного ценообразования и правил тонкой капитализации.

Для крупных корпораций такие изменения будут менее ощутимыми, однако для их крупных конкурентов расходы на обеспечение, например, реального присутствия принадлежащей им компании за рубежом (аренда офиса, заработная плата сотрудников и т.д.), могут быть достаточно болезненными. Вместе с тем, свертывания аграрного бизнеса из причин введения анти-оффшорного законодательства в Украине, ожидать не стоит. Скорее, дело ограничится ростом административных и налоговых затрат на ведение бизнеса, а также некоторым ростом цен на внутреннем рынке из-за частичного смещения налоговой нагрузки на потребителя.

Однако если будут приняты законопроекты №4380 и №4381, то последствия их принятия для украинского бизнеса вообще и агробизнеса в частности будут отрицательными. Ведь эти законопроекты предусматривают запрет на осуществление целого ряда операций с компаниями, которые законопроект определяет как оффшорные. Также, проект предлагает ввести новый налог на ряд операций, участниками которых являются оффшорные компании - оффшорное пошлину. Например, оффшорное пошлина в размере 20% предлагается установить относительно аренды земель, находящегося в частной собственности. Остается надеяться, что такие предложения дальше законопроектов не пойдут.

Что касается украинских бенефициарных владельцев так называемых оффшорных компаний, то законопроекты предусматривают налогообложения в них доходов таких оффшорных компаний, даже если такие доходы не были распределены в пользу украинских владельцев. Также вводится требование по раскрытию информации о структуре собственности. В результате этих законодательных изменений, можно ожидать роста бизнес-эмиграции из Украины в страны с более устойчивой экономической ситуацией и более эффективной системой защиты прав собственности.

Анти-оффшорное законодательство очень сложными для внедрения и администрирования. Не имея опыта их применения, есть риск того, что под лозунгом борьбы с оффшорами будут продавлены нормы, которые станут разрушительными как для аграрной, так и для других отраслей экономики Украины. Поэтому не стоит делать быстрых и непродуманных шагов, а взамен начать работу именно по предупреждению наиболее серьезных случаев уклонения от налогообложения и отмывания средств в соответствии с практик ведущих стран мира.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: