Как провести деофшоризацию

комментировать

Пакет анти-офшорных законопроектов, которые разрабатываются в Украине, включая правила контролируемых иностранных компаний (КИК).

Однако, пока нет понимания, каким именно должен быть законопроект о КИК.

Давайте разберемся, что же такое правила КИК и как они работают?

Для этого рассмотрим типичный для украинских акционеров случай: акционер - гражданин и налоговый резидент Украины, владеет компанией (персональным холдингом), зарегистрированной на Британских Виргинских островах. В непосредственной собственности такой компании находятся корпоративные права других компаний, в классическом случае - холдингов, и, опосредованно - корпоративные права операционных компаний, которые могут находиться не только в Украине, но и по всему миру.

Соответственно, если персональный холдинг получает 1 млн. долл. дивидендов от дочерних компаний, то украинский акционер будет обязан задекларировать доход в размере 1 млн. долл. в своей налоговой декларации в Украине и уплатить налог с доходов физических лиц в украинский бюджет (180 тыс. долл. при ставке НДФЛ 18%, плюс 15 тыс. долл. - временный военный сбор). Заметим, что речь идет о доходе, который не был распределен персональным холдингом в пользу украинского акционера.

Таким образом, общий принцип правил КИК следующий: если резидент Страны А контролирует компанию - резидента Страны Б, то резидент Страны А обязан декларировать доход Компании Б в своей налоговой декларации и платить налог с такого дохода в стране А, если налог на прибыль, уплаченный в стране Б, ниже чем налог, должен уплачиваться с такого дохода в стране А.

Из приведенного принципа вытекает ряд вопросов, которые должны быть конкретизированы в законодательстве и в отношении которых имеется определенная специфика в странах, где такие правила введены, в частности:

1. На резидентов каких стран должны распространяться правила: только классических оффшоров или также низконалоговых юрисдикций? Возможны и радикальные подходы, например законопроект №4380 предлагает распространять правила КИК на любые страны, если подконтрольные компании являются так называемыми «оболочками», то есть не обладают атрибутами настоящей компании: не имеют сотрудников, офисных помещений и тому подобное.

2. На какие типы иностранных структур (в дальнейшем будем называть их для удобства компаниями, хотя это упрощает действительное положение вещей) должны распространяться правила: юридические лица, партнерства, фонды, постоянные представительства? Или распространяться правила КИК на доходы от совместной деятельности?

3. Как определять доход контролируемой компании: на основе международных или иностранных стандартов финансовой отчетности, иностранных или украинских налоговых правил?

4. Каким образом подтвердить отчетность контролируемой компании? Очевидно, будет нужным аудит финансовой отчетности. Далее, закономерно возникают вопросы - кто будет аудитором и как подтверждать квалификацию иностранных аудиторов?

5. Какой именно доход контролируемой компании подлежит налогообложению в стране резидентства контроллера: только пассивный (дивиденды, проценты, роялти), или любой доход, полученный компанией?

6. Каким образом определять «контроль» для правил КИК: доля владения корпоративными правами сверх установленного «порога» (50%? 20%?), Фактический контроль без формального владения акциями или долями в компании? Как быть с косвенным контролем или деятельностью в рамках договорных обязательств, таких как партнерства или совместная деятельность?

7. Как определять доход в случае опосредованного контроля, где контролируемая компания владеет дочерней компанией, а та - еще одной и так далее?

При введении правил КИК в Украине, депутатам нужно будет учесть и урегулировать как указанные вопросы, так и многие другие, связанных с применением и администрированием КИК. От того, как будут выписаны такие правила в Налоговом кодексе, в большой степени будет зависеть экономическое развитие Украины, ведь правила КИК непосредственно касаться подавляющего большинства владельцев украинского среднего и большого бизнеса. Если правила КИК будут неоправданно жесткими, и / или содержать пробелы или возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов, это может привести к росту бизнес-миграции из Украины, или еще большей тенизации экономики. Поэтому важно подойти к внедрению правил КИК взвешенно, не налагая чрезмерного налогового бремени на владельцев бизнеса.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: