Как провести деофшоризацию

комментировать

Пакет анти-офшорных законопроектов, которые разрабатываются в Украине, включая правила контролируемых иностранных компаний (КИК).

Однако, пока нет понимания, каким именно должен быть законопроект о КИК.

Давайте разберемся, что же такое правила КИК и как они работают?

Для этого рассмотрим типичный для украинских акционеров случай: акционер - гражданин и налоговый резидент Украины, владеет компанией (персональным холдингом), зарегистрированной на Британских Виргинских островах. В непосредственной собственности такой компании находятся корпоративные права других компаний, в классическом случае - холдингов, и, опосредованно - корпоративные права операционных компаний, которые могут находиться не только в Украине, но и по всему миру.

Соответственно, если персональный холдинг получает 1 млн. долл. дивидендов от дочерних компаний, то украинский акционер будет обязан задекларировать доход в размере 1 млн. долл. в своей налоговой декларации в Украине и уплатить налог с доходов физических лиц в украинский бюджет (180 тыс. долл. при ставке НДФЛ 18%, плюс 15 тыс. долл. - временный военный сбор). Заметим, что речь идет о доходе, который не был распределен персональным холдингом в пользу украинского акционера.

Таким образом, общий принцип правил КИК следующий: если резидент Страны А контролирует компанию - резидента Страны Б, то резидент Страны А обязан декларировать доход Компании Б в своей налоговой декларации и платить налог с такого дохода в стране А, если налог на прибыль, уплаченный в стране Б, ниже чем налог, должен уплачиваться с такого дохода в стране А.

Из приведенного принципа вытекает ряд вопросов, которые должны быть конкретизированы в законодательстве и в отношении которых имеется определенная специфика в странах, где такие правила введены, в частности:

1. На резидентов каких стран должны распространяться правила: только классических оффшоров или также низконалоговых юрисдикций? Возможны и радикальные подходы, например законопроект №4380 предлагает распространять правила КИК на любые страны, если подконтрольные компании являются так называемыми «оболочками», то есть не обладают атрибутами настоящей компании: не имеют сотрудников, офисных помещений и тому подобное.

2. На какие типы иностранных структур (в дальнейшем будем называть их для удобства компаниями, хотя это упрощает действительное положение вещей) должны распространяться правила: юридические лица, партнерства, фонды, постоянные представительства? Или распространяться правила КИК на доходы от совместной деятельности?

3. Как определять доход контролируемой компании: на основе международных или иностранных стандартов финансовой отчетности, иностранных или украинских налоговых правил?

4. Каким образом подтвердить отчетность контролируемой компании? Очевидно, будет нужным аудит финансовой отчетности. Далее, закономерно возникают вопросы - кто будет аудитором и как подтверждать квалификацию иностранных аудиторов?

5. Какой именно доход контролируемой компании подлежит налогообложению в стране резидентства контроллера: только пассивный (дивиденды, проценты, роялти), или любой доход, полученный компанией?

6. Каким образом определять «контроль» для правил КИК: доля владения корпоративными правами сверх установленного «порога» (50%? 20%?), Фактический контроль без формального владения акциями или долями в компании? Как быть с косвенным контролем или деятельностью в рамках договорных обязательств, таких как партнерства или совместная деятельность?

7. Как определять доход в случае опосредованного контроля, где контролируемая компания владеет дочерней компанией, а та - еще одной и так далее?

При введении правил КИК в Украине, депутатам нужно будет учесть и урегулировать как указанные вопросы, так и многие другие, связанных с применением и администрированием КИК. От того, как будут выписаны такие правила в Налоговом кодексе, в большой степени будет зависеть экономическое развитие Украины, ведь правила КИК непосредственно касаться подавляющего большинства владельцев украинского среднего и большого бизнеса. Если правила КИК будут неоправданно жесткими, и / или содержать пробелы или возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов, это может привести к росту бизнес-миграции из Украины, или еще большей тенизации экономики. Поэтому важно подойти к внедрению правил КИК взвешенно, не налагая чрезмерного налогового бремени на владельцев бизнеса.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: