Цифровое неравенство

комментировать

Отсутствие государственной стратегии интернетизации привело к неоднозначной ситуации на украинском рынк широкополосного доступа к сети Интернет. В стране воцарилось цифровое неравенство.

При отсутствии регулирования в больших городах появилось более полутора тысяч провайдеров. И это неплохо, конкуренция подстегивает игроков, сервис становится все лучше. Но в небольших городах и селах ситуация диаметрально противоположна: мало кому интересно выходить на этот рынок. И население сидит без интернета – ведь нет никакого смысла для оператора идти работать туда, где прибыль невелика, а максимальное количество потенциальных абонентов исчисляется десятками. Более того, даже в больших городах есть районы, к примеру, с частной застройкой, где существует всего один-два оператора – и особого выбора у жителей нет.

Что делает государство, чтобы обеспечить население качественным интернетом? Немного.

Еще в 2011 году ООН признала доступ в Интернет одним из базовых, неотъемлемых прав человека – наряду с правом на образование, свободу слова и т. д. Если есть такое видение, то государство должно что-то делать, чтобы обеспечить соблюдение этого права.

В 2010 году была создана Международная комиссия по широкополосной связи, задача которой – способствовать развитию цифровых технологий в мире. При содействии комиссии в 22 странах были разработаны национальные стратегии доступа к широкополосной связи. Всего такие стратегии есть у 134 стран.

Украина, к сожалению, в списке стран, которые до сих пор не имеют даже стратегии развития доступа к широкополосной связи.

Что может сделать государство? Хотя бы способствовать росту уровня проникновения ШПД в небольшие населенные пункты. Облегчить условия для операторов, готовых прокладывать оптику в эти пункты. Создавать совместные проекты. Возвращать провайдерам часть НДС, которая должна быть направлена на расширение покрытия. В конце концов, напрямую финансировать прокладывание сетей из муниципальных бюджетов.

В мире хорошо работает особый налог для провайдеров. Государство создает специальный фонд, куда каждый провайдер отчисляет небольшой процент прибыли. На эти деньги государство проводит тендер: оно готово оплатить расходы провайдера, который проведет интернет в конкретный отдаленный район.

Естественно, чтобы такой механизм работал в полной мере, государство должно быть эффективным. Сегодня мы не можем быть уверены, что в дело не вмешается коррупция, что тендер будет честным. Хотя разработанный Минэкономики проект Prozorro мог бы стать неплохим подспорьем.

Ведь в любом случае лучше понемногу, но идти вперед, чем жаловаться, что в стране кризис и коррупция.

Сегодня небольшие села обслуживает в основном Укртелеком – за счет старых медных сетей. Это не прогресс. Прогресс – это прокладывание новых оптических сетей по всей стране.

И прогресс идет, хотя шаги его пока не слишком широки. Новые населенные пункты, в которых у Укртелекома нет существующей медной инфраструктуры, мы подключаем по оптоволокну. Это правильно и логично. Другой вопрос, что целенаправленная замена меди на оптику по всей стране – проект слишком масштабный для нынешних времен. Именно здесь всем нам бы пригодилась государственная поддержка.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: