Зачем менять ЧАО на ПАО

комментировать

1 мая 2016 года вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты интересов инвесторов».

В частности, существенно модифицируются многие ключевые положения Закона Украины «Об акционерных обществах». Ряд изменений коснулся и правового статуса публичных (ПАО) и частных акционерных обществ (ЧАО).

Одной из главных новелл акционерного законодательства станет исключение существующего ныне требования о том, что количественный состав акционеров ЧАО не может превышать 100 акционеров. Для многих крупных компаний, получивших тысячи акционеров из числа трудового коллектива в ходе приватизации, именно это положение Закона было главным препятствием на пути к изменению типа в ЧАО. Теперь этот барьер снимается, и уже целый ряд компаний внесли в повестки дня годовых общих собраний акционеров вопросы об изменении типа с ЧАО на ПАО. Прогнозируется, что уже до конца этого года их примеру последуют и другие компании, не желающие выполнять обременительные требования, предъявляемые законом к ПАО, в том числе требования о листинге.

Если на сегодняшний день ПАО обязано пройти процедуру включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи (т.е. акции ПАО могут быть отнесены как к категории листинговых ценных бумаг, так и к категории внелистинговых ценных бумаг), то с 01.05.2016 года ПАО будет обязано пройти процедуру включения акций в биржевой реестр и оставаться в нем хотя бы на одной фондовой бирже Украины (т.е. акции ПАО должны быть отнесены только к категории листинговых ценных бумаг хотя бы на одной фондовой бирже). Учитывая недавние изменения в требованиях к листинговым ценным бумагам и их эмитентам (например, для акций первого уровня листинга минимальная доля акций, находящихся в свободном обращении, должна составлять не менее 25%, а для второго уровня – не менее 10%, при этом у двух инвесторов суммарно не может быть более 50% от этой доли). Понятно, что в стране с максимально монополизированным рынком, где free float акций составляет в лучшем случае 5%, гораздо проще сменить тип общества, чем пытаться выполнять новые листинговые требования. Тем более, что многие украинские ПАО объективно не дотягивают до уровня европейских стандартов публичных компаний, в частности, относительно прозрачности владения компанией, качества активов, уровня корпоративного управления и защиты интересов инвесторов.

Новый Закон также исправил проблемную ситуацию, связанную с оценкой акций ПАО. Законодательно предусмотрены случаи, когда необходимо проводить оценку рыночной стоимости акций (например, в случаях обязательного выкупа акций у акционеров). Для ПАО такая оценка осуществляется посредством биржевых механизмов определения биржевого курса акций. На практике же акции многих ПАО только формально внесены в биржевой список на биржах, реально же никакие операции с их ценными бумагами на биржевом рынке не осуществляются, и определить их биржевой курс не представляется возможным. Новый Закон гласит, что рыночная стоимость акций ПАО, которые находятся в обращении на фондовых биржах, будет определяться как средний биржевой курс таких ценных бумаг, рассчитанный фондовой биржей за последние три месяца их обращения. В случае, если рыночную стоимость таких ценных бумаг ПАО на бирже за последние три месяца их обращения определить невозможно, она будет определяться с привлечением независимого оценщика (т.е. как в случае с ЧАО).

Изменения коснулись и порядка формирования наблюдательного совета. Теперь в ЧАО члены наблюдательного совета будут избираться путем кумулятивного голосования, если иной способ не установлен уставом ЧАО, не реже, чем раз в три года (в ПАО – ежегодно). Кроме того, с 01.05.2016 года наблюдательный совет ПАО должен включать не менее двух независимых директоров, согласно критериям, предусмотренным в законе. Практика избрания независимых директоров в наблюдательный совет соответствует европейским стандартам корпоративного управления, способствует объективности и прозрачности при принятии решений данным органом управления, защищает интересы миноритарных акционеров. Также в ПАО обязательно будут создаваться комитет по вопросам аудита, комитет по вопросам определения вознаграждения должностным лицам общества и комитет по вопросам назначений. Данные комитеты должны будут состоять исключительно или преимущественно из членов наблюдательного совета, которые являются независимыми директорами, и возглавляться ими. Это, опять-таки, распространенная на Западе практика корпоративного управления, позволяющая привлекать внешних экспертов для участия в принятии решения по самым уязвимым (с точки зрения возможных махинаций и коррупции) вопросам.

Эти и другие нововведения свидетельствуют об усилении различий между ПАО и ЧАО, повышении требований к компаниям, работающим в организационно-правовой форме ПАО, и общем курсе законодателя и регулятора на снижение количества ПАО за счет повышения качества их корпоративного управления. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: