Тарифообразование: RABство по-украински

комментировать

Как нас по-новому будут обдирать из-за стимулирующего тарифообразования.

На своей странице в Фейсбуке Председатель Национальной комиссии Дмитрий Вовк сообщил о завершении подготовки нормативной базы для внедрения стимулирующего тарифообразования для дистрибуции электроэнергии.

Суть стимулирующего тарифообразования (RAB-регулирование, Regulatory Asset Base) заключается в стимулировании частного инвестора (как правило, сетевых компаний) к капиталовложению в модернизацию активов через регулярное возвращение процентов от вложенного капитала в обмен на соблюдение количественных и качественных показателей деятельности монополиста, которые будут обеспечены в результате модернизации.

То есть стимулирующее регулирование создает условия для ведения честного бизнеса, в котором защита потребителя является одним из приоритетов. Уже более 20 лет эта система широко применяется в Западной Европе.

Но так исторически сложилось в нашей стране, что энергетическим бизнесом занимаются люди, имеющие прямое влияние на регуляторную политику государства.

У наших президентов и владельцев энергетических бизнесов всегда были теплые и щедрые отношения. При Януковиче это была щедрая распродажа ряда энергетических предприятий с разыгранным спектаклем "приватизация" за копейки с заранее прописанными условиями под своих друзей-олигархов.

А теперь методы обкрадывания стали более изысканными и усовершенствованными, с намеком на "европейскую практику". Сегодня это не только дерибан бюджетных средств, это еще и взимания дани с каждого гражданина (под предлогом Роттердама, абонплаты, а теперь и РАБ тарифа).

Содержание остается тем же – председатель государства через своих марионеток проталкивает нужные решения, которые обогащают друзей-олигархов за счет теперь еще и потребителей.

Возвращаясь к сути решения, Комиссия собирается заложить в так называемое RAB-регулирование доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых на новую базу (речь идет об инвестициях в новые активы) и так же 12,5% годовых доходности на старую базу (имеющиеся активы компаний).

Фактически это означает, что облэнерго, для которых будет введено RAB-регулирование, смогут дополнительно получать 12,5% доходности на старые активы, которые у них есть, и на новые активы (все то, что они построят после введения нового регулирования).

К сожалению, ставки на новые активы такие, что никакой реальный инвестор не придет. Зато с такими процентами на старую базу – каждый из нас вдруг заплатит в карман владельцам облэнерго за государственные активы, которые им уже и так достались за наш же счет в составе тарифов.

Стоит всем понимать, что ставка на старые активы - это доходность не на вложенный капитал, а на активы, созданные потребителем через тарифы или вообще еще при Советском Союзе. Почти все инфраструктурные объекты нынешних облэнерго да и облгазов – все построено за тарифные средства потребителей. Но доход будут получать сегодняшние акционеры, которым эти государственные активы достались почти бесплатно. Именно поэтому на старые активы должна быть гораздо меньше ставка доходности (1-3%), но отнюдь не 12,5%. А на новые активы – наоборот, пожалуйста, делайте больше ставку, при условии, что акционер вложит свои или кредитные деньги, и сможет получать обратно процент. Со ставкой на новые активы в размере 12,5% – большие сомнения, что зайдут инвестиции.

А теперь основной вопрос: владельцы облэнерго, облгазов за все время своего "хозяйствования" с момента приватизации привлекли хоть какие-то инвестиции, которые стоило бы им возвращать через RAB-регулирование? Нет. Есть перечни объектов с графиками финансирования комплексной модернизации, предоставленные частными облэнерго, облгазами НКРЕКП? Нет. Или обработаны Регулятором критерии эффективности облэнерго, облгазов для введения стимулирующего регулирования? Не слышали о таком.

Так может, кто-то просто хочет ежегодно "пропускать" через свои структуры сотни миллионов долларов на "ремонт и содержание" облэнерго, облгазов, за многие годы не осуществив никаких действий по повышению эффективности предприятий после приватизации и не вложив ни одной собственной копейки на модернизацию.

Вот такая суть стимулирующего регулирования, по украинской версии, – переоценить регуляторную базу (имущество) по дешевке полученного имущества и регулярно возвращать друзьям Президента огромные проценты от новооцененной регуляторной базы.

Это просто очередная бизнес-схема от Президента руками регулятора под названием "справедливая рыночная переоценка", которая напрямую является кэшем владельцам облэнерго.

С новыми решениями о РАБ теперь каждый из нас будет платить в разы выше цены за электроэнергию, тепло, воду, а затем и газ. Жаль, что Регулятор рассказывает басни народу о европейских ценах и европейском качестве, и вот потерпите еще немножко, выложите всю свою зарплату на коммуналку – и впоследствии тарифы станут меньше. Нацкомиссия даже создала презентацию, посвященную введению RAB тарифа, в которую, если сильно не вчитываться, то можно действительно поверить, что Комиссия приняла очередное справедливое решение, согласно лучшим европейским практикам. А рыльце, к сожалению, в пушку.

"Роттердам+" и абонплата за газ – это были цветочки – подача с барского стола. Вот теперь будут настоящие ягодки – дополнительные десятки миллиардов гривен в кармане друзей президента.

Аппетиты растут, воруют все грубее.

P.S. Обратите внимание, что все происходит достаточно последовательно, сразу выставили миноритарные пакеты облэнерго на приватизацию, что "странным образом" в немедленном порядке провелось к решению по РАБу. Ждите теперь на аналогичное решение регулятора по облгазам.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: