Прощай, реформа газовых сетей

комментировать

Ахиллесовой пятой украинской энергетики являются устаревшие и аварийно опасные государственные газораспределительные сети, которые могут спасти только международные инвестиции.

В последние годы мы пытаемся найти ответ на вопрос, как сформировать новую систему пользования государственными газораспределительными сетями: как предотвратить их стремительное и аварийно опасное старение, найти ресурсы для модернизации, наконец, обеспечить справедливую компенсацию для государства за имущественный комплекс, который может быть оценен в миллиарды евро, но сейчас безвозмездно используется частными облгазами.

Больше года я предлагаю создать коммуникационную площадку в Комитете Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, где заинтересованные стороны, в том числе участники рынка, смогли бы найти приемлемые для всех и, прежде всего, потребителей подходы к пользованию государственными газовыми сетями. У нас остается свое видение: целесообразно введение концессии на распределение газа, под которую государство передает свои сети, а концессионер, который определяется на прозрачном конкурсе – привлекает инвестиции в модернизацию сетей, оплачивая концессионный платеж и фактически формируя из кусочков трубопроводов в каждом регионе Украины интегрированные региональные газораспределительные системы.

Как известно, вменяемой публичной дискуссии на эту тему не получилось – после стремительного заседания нескольких рабочих групп в Секретариате Кабмина родилась схема с арендой ГРС, которую (в условиях прямого законодательного запрета такой аренды) не очень тщательно замаскировали под «эксплуатацию» (что, однако, сути дела не меняет – в гражданском законодательстве платное пользование чужим имуществом называется имущественным наймом – арендой). Аренда, конечно, худший вариант организации отношений пользования, если основной целью является модернизация объекта пользования – арендатор никоим образом не мотивирован обеспечивать такую модернизацию. Обращу внимание к тому же на риски определения договора эксплуатации мнимым (ведь это скрытая аренда) и признания на этом основании его недействующим в судебном порядке.

Впрочем, случилось как случилось. Кабмин сообщил о «победе» – пользование государственными ГРС станет для облгазов платным. Общественность довольна – наконец-то Фирташ (а именно ему принадлежит абсолютное большинство облгазов) заплатит государству за ГРС. Якобы. А теперь следим за руками.

Принятое в конце февраля постановление Кабинета Министров № 95 «Об обеспечении эффективного использования газораспределительных систем или их составляющих» определяет обязанность Минэнергоугля оперативно (до 10 марта 2017 года) «принять меры» (sic!) по заключению «платных» договоров о пользовании ГРС и прекращении «бесплатных». При этом плата за пользование установлена как процент от балансовой (не справедливой, а именно балансовой, с учетом многолетней амортизации) стоимости. По моим приблизительным оценкам, балансовая стоимость государственных ГРС в Украине минимум в 10 раз ниже справедливой.

Правда, постановление № 95 предусматривало прекращение таких «эрзац-арендных» договоров после появления новых законодательных возможностей для оформления отношений использования ГРС и обязанность облгазов вернуть сети после прекращения договоров «эксплуатации». Любой начинающий юрист скажет вам, что постановление № 95 – это растянутая на неопределенное время декларация о намерениях с минимальным ухудшением условий для действующих пользователей государственных газопроводов даже в случае имплементации ее положений.

Поэтому, уважаемые, постановление Кабинета Министров от 21 февраля 2017 года № 95 – это вовсе не «перемога». Это «зрада» процентов на девяносто девять. Фирташ должен быть доволен.

Поэтому представьте меру удивления, когда 10 марта Минэкономразвития опубликовало проект постановления «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2017 г. № 95», на котором еще принтерная краска не высохла. Что называется, по горячим следам, МЭРТ делает попытку сделать контрольный выстрел в государственные интересы в сфере распределения газа – предлагается отменить обязанность Минэнергоугля даже «принимать меры» по прекращению ныне действующих безвозмездных договоров пользования. Зато проект предусматривает отмену положений постановления № 95 относительно обязанности облгазов обеспечить возврат ГРС после прекращения договоров эксплуатации. Поэтому в случае, если такие договора вдруг будут заключены и в дальнейшем, например, прекращены по решению суда (а основания для этого, как мы помним, есть), государственные газопроводы останутся себе безвозмездно и бесконтрольно на балансе частных предприятий. По поводу которых, кстати, только ленивый в Украине не выражал недоумения, мол, как же так – стратегические коммуникации находятся под контролем лица, находящегося под следствием в Украине, аффилированного с Газпромом и с катастрофической репутацией в мире?

Кстати о репутации. Сегодня в Украине полным ходом идет создание мощной трехуровневой системы защиты интересов Фирташа в газораспределительной отрасли. Возмездные договоры о пользовании государственными ГРС при действующей нормативной базе заключить непросто; если они все же будут заключены – оплата предусмотрена, исходя из балансовой стоимости имущества, на порядок заниженной, и будет уплачиваться косвенно потребителями в составе тарифа на распределение газа. А как приятный, однако очень существенный бонус для облгазов, предусмотрен выбор между бессрочным действием договоров об эксплуатации, а если о включении платы в тариф договориться не удастся – обжалование в самом гуманном в мире украинском суде с перспективой получить сети в пожизненное безвозмездное пользование просто «по инерции».

Интересно, на какого именно инвестора рассчитывает правительство, создавая такие условия в отрасли, практически наиболее остро нуждающейся в инвестициях? Ответ очевиден. Не очевидно для многих другое. Сколько лет газораспределительная отрасль вообще будет интересна для любого инвестора? Сегодня для частного домохозяйства система автономного энергообеспечения обойдется в несколько десятков тысяч долларов. Через 5-10 лет, с учетом имеющихся тенденций, она станет дешевле на порядок. То есть совсем скоро солнечные панели и ветрогенераторы, в комплексе с достаточно емким аккумулятором, смогут конкурировать за новых потребителей с газовыми котлами. А еще через несколько лет их использование станет более выгодным, чем использование газа для отопления даже для тех, кто уже потратился на газовое оборудование.

Таким образом, если сейчас ничего не делать для привлечения инвестиций в модернизацию государственных ГРС, через несколько лет бесперспективность возврата таких инвестиций будет выглядеть математически очевидной. Все еще надеюсь, что в правительстве найдутся люди, государственнические мотивации которых победят любые надежды получить быстрые бонусы от лиц, известных близостью к российскому руководству. Украинцам нужны безопасные и современные газораспределительные сети, а не еще один фактический налог, который с непрогнозируемыми «комиссионными» будут собирать коммерческие структуры.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: