Дискриминационная политика энергетического регулятора

комментировать

Сегодня на заседании НКРЕКП в рамках открытого обсуждения тарифов НАЭК Энергоатом на 2018 год, я высказала свою позицию в поддержку справедливого уровня тарифа на электроэнергию АЭС.

Компания Энергоатом вполне обоснованно требует пересмотреть необходимый ей тариф на отпуск электроэнергии в размере 83,8 коп./кВт в 2018 году. В проекте постановления НКРЕКП говорится о тарифе значительно ниже – 54,71 коп. за 1 кВт·ч (без НДС), то есть ниже на 35%.

А между прочим, по итогам 9 месяцев 2017 года. электроэнергия, выработанная АЭС, составляла 58% в структуре энергорынка. Прирост производства электроэнергии АЭС по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – 12%. То есть страна получила дополнительно 6,3 млрд кВт·ч.

За три года войны с РФ Энергоатом достигла существенного прогресса в укреплении энергетической независимости государства. Это и реальная диверсификация поставок ядерного топлива, причем никаких преференций для ее достижения типа Роттердам+ для компании не было. Это и начало строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Это и полный отказ от инжинирингових услуг компаний и организаций РФ, являющихся конструкторами и научными руководителями реакторных установок, эксплуатирующихся на украинских АЭС, а также поставляющих оборудование и приборы.

За это время компания продлила срок эксплуатации 4-х энергоблоков: №1,2,3 Запорожской АЭС и № 2 Южно-ураинский АЭС.

Представьте, что компания сохранила 4 гигаватт установленной мощности для общества! Только атомщики знают, чего им это стоило! А продление срока эксплуатации энергоблоков с одновременной их модернизацией в соответствии с современными нормами по ядерной и радиационной безопасности и учетом уроков Фукусимы потребовало чрезвычайного сосредоточения усилий и всех финансовых ресурсов, поскольку Энергоатом все время получает от НКРЕКП исключительно "тариф выживания", а не развития.

Задолженность Энергорынок состоянию на 1 октября составила 12,4 млрд грн., только за 2017 задолженность составила 1,1 млрд грн. Но не слышно, чтобы Энергорынок брал кредиты в банках, чтобы рассчитаться с Энергоатомом за долги, или авансировать компании закупку ядерного топлива, как это делается для владельцев ТЭС на закупку угля, и которые так и не использовали по назначению, а именно – для диверсификации поставок угля, позорную формулу Роттердам+.

Вопрос риторический – сколько энергоблоков ТЭС модернизировано этими собственниками, чтобы наши ТЭС отвечали требованиям экологического законодательства ЕС по выбросам в атмосферу? А также – почему, внедряя формулу для ТЭС Роттердам+, НКРЕКП не применяла меры воздействия к лицензиатам, которые получали дополнительные средства но не использовали их для реальной диверсификации? Почему НКРЕКП не контролировала этот процесс, то есть не выполняла своих функциональных обязанностей?!

Дискриминационная тарифная политика и фискально-ориентированный подход государства к государственной компании Энергоатом приведет к тому, что мы, общество, потеряем современное и дешевое по сравнению с производством на угольных ТЭС, производство электроэнергии.

Отмечу также, что и сегодня НАЭК не может удержать профессиональные высококвалифицированные кадры, особенно лицензированный персонал, поскольку его приглашают на работу в Финляндию, Беларусь, и другие страны, где идет строительство новых ядерных энергоблоков, поскольку заработная плата в НАЭК является неконкурентной по сравнению с предложениями от этих государств.

И в завершение. С 2014 года в тарифе Энергоатом не включаются взносы в ряд международных организаций, таких как Всемирная ассоциация операторов АЭС, Всемирная ядерная ассоциация, рабочие группы Еврокомиссии по вопросам новых реакторных установок, разработки новых норм по ядерной и радиационной безопасности.

Отечественным специалистам атомщикам есть чему поучить других операторов, поскольку они достигли больших успехов в обеспечении безопасности при эксплуатации реакторов советского проекта. С другой стороны, Украина должна принимать участие в таких группах, чтобы чувствовать новые тренды в мировой ядерной отрасли, если хочет удержаться в технологическом клубе государств, а не стать только экспортером сырья и рабочей силы.

Как могут украинские атомщики объяснить своим зарубежным коллегам, что компания, которая эксплуатирует 15 энергоблоков и продает электроэнергии на около 60 млрд. грн. в год, не в состоянии оплатить 180 млн грн. взносов, чтобы участвовать в мероприятиях этих организаций на правах полноправных партнеров, а не бедных родственников?!

Уважаемые, это явление порочит международный имидж нашего государства. Более того, уверяю, это также работает в пользу РФ в гибридной украинского-российской войне, а Россия, кстати, не может похвастаться внедрением таких мер для обеспечения безопасности, которые уже реализовала компания Энергоатом с учетом уроков Фукусимы.

Какую цель преследует регулятор? Почему мы наблюдаем явную дискриминационную тарифную политику в отношении Энергоатома?

Сегодня за счет государственной генерирующей компании Энергоатом обеспечивается 60% отпуска электроэнергии в оптовый рынок.

В целях энергетической безопасности страны, развития безопасной и доступной атомной генерации, и не менее важно – сохранения достойного международного имиджа, – регулятор должен в корне пересмотреть свое решение.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: