Укртрансгаз и реформы Нафтогаза

комментировать

Почему я пишу эту колонку? Потому что в Нафтогазе я отвечаю, в том числе, за реформы и за экономическую сторону Стокгольмского арбитража.

А история с Укртрансгазом (УТГ) напрямую связана с реформами и с арбитражем. Сразу оговорюсь, что я никогда не хотел и не хочу возглавить УТГ, как это пытаются преподнести представители группы Фирташа.

О каких реформах идет речь?

Реформа корпоративного управления. Цель – изоляция госкомпаний от политического вмешательства. Государство должно приватизировать все «нестратегические» госкомпании. А по стратегическим госкомпаниям должна гражданам Украины объяснить, в чем эта стратегическая важность заключается, почему не надо их приватизировать.

Данные реформы встречают огромную оппозицию со стороны России, ее агентов влияния, а также коррупционеров и популистов в Украине

Для этого предусмотрен специальный документ – политика собственности. Для реализации конкретных социальных задач предусмотрен отдельный механизм возложения специальных обязанностей – но на определенный срок, с определенной целью и с компенсацией. Контроль за деятельностью госкомпаний должен осуществляться через наблюдательный совет с независимыми членами. Не надо выдумывать велосипед. Есть очень четкие рекомендации Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) для корпоративного управления в госкомпаниях. Мировой опыт доказал, что если следовать этим рекомендациям, то коррупции гораздо меньше, госкомпании работают гораздо лучше, граждане страны получают больше пользы от госкомпаний.

Выделение оператора ГТС – «анбандлинг». Это требование «Третьего Энергетического Пакета», которое распространяется на Украину поскольку мы подписали с Евросоюзом Договор о присоединении к Энергетическому Сообществу, и которое имплементируется в Украине в принятом в прошлом году Законе о рынке газа. Смысл требования в том, чтобы одно и то же лицо или группа лиц не контролировала одновременно компанию, которая добывает и торгует газом, и компанию, которая транспортирует газ. Нужно это для того, чтобы все участники рынка газа «играли по единым правилам».

Реформа рынка газа. Смысл заключается в том, чтобы был конкурентный рынок газа как товара, а услуга по транспортировке газа оказывалась операторами газотранспортной и газораспределительной систем, «естественными монополиями» по прозрачным, справедливым и «одинаковым для всех правилам». Ключевой вопрос – сделать так, чтобы операторам доверяли участники рынка. В частности этим продиктована необходимость привлечения западного партнера для управления газотранспортной системой (ГТС) – обеспечить доверие в том числе европейских компаний, чтобы они пользовались услугами украинской ГТС. Важно это как для повышения конкуренции на внутреннем рынке газа, так и для сохранения транзита газа по территории Украины.

Стокгольмский арбитраж. Мы подали два иска – по контракту на закупку газа и по контракту по транзиту газа. В данном случае более релевантным является контракт на транзит газа. Суть нашего иска по транзитному контракту – привести контракт на транзит в соответствие с европейскими стандартами (контрактом предусмотрено наше право это требовать). Другими словами, заставить Газпром играть по единым правилам – правилам, установленными европейским энергетическим законодательством, которое в свою очередь было имплементировано в Украине.

Указанные выше реформы переплетены. Они комплексные и структурные. Вовлечены много сторон (стейкхолдеров). Данные реформы встречают огромную оппозицию со стороны России, ее агентов влияния, а также коррупционеров и популистов в Украине.

Существуют два документа, которые являются критично важными для проведения этих реформ.

План реформы корпоративного управления Нафтогаза. Принят на заседании Кабмина 16 октября 2015 года (http://www.naftogaz.com/files/Information/EBRD-Action-Plan-ukr.pdf). Является в частности условием по кредитам ЕБРР. На рекомендации ОЭСР есть также ссылка в меморандуме с МВФ.

План выделения оператора ГТС. Разрабатывался очень долго (без преувеличения, на определение модели отделения оператора ГТС ушло много лет). Согласовывался с Секретариатом Энергетического Сообщества, Еврокомиссией, Мировым Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития. Принят Кабмином 1 июля 2016 (http://www.kmu.gov.ua/control/uk/cardnpd?docid=249240258)

В этой короткой колонке нет возможности детально рассказать об этих планах и о статусе их исполнения. Возможно, позднее об этом напишу.

Важно, чтобы Украина честно следовала этим планам. Причем в последовательности, определённой этими планами. Иначе не будет успешных реформ, и верить нам никто не будет. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: