Почему Украина не берет денег у доноров

комментировать

Всемирный банк заявил, что Украина не в состоянии освоить средства, которые резервируются под инвестиционные проекты в стране. Причина – бюрократия в принятии решений госчиновниками и не желание депутатов поступиться своими бизнес-интересами во имя реформ.

Украина традиционно последние несколько лет не может освоить те фонды, которые предоставляются ей международными финансовыми институтами и ее партнерами. Речь идет, прежде всего, о деньгах МВФ. Даже в прошлом году программа сотрудничества с МВФ предусматривала предоставление порядка $10 млрд. Вместе с этим мы смогли освоить порядка 70% от зарезервированных для страны в прошлом году средств.

Приблизительно такая же ситуация и со Всемирным банком, аналогичная ситуация с европейскими структурами – ЕБРР и Европейской комиссией. Деньги, которые могли быть выделены Украине ЕС, в том числе на техническую помощь, а не только как кредитный ресурс, в прошлом году отправились назад в Брюссель. Речь идет о сумме порядка $1 млрд.

Аналогичная ситуация у Украины и с кредитными гарантиями, которые она могла бы получить от министерства финансов США. Во время прошлогоднего осеннего визита министра торговли США Пенни Прицкер впервые появилась информация, что Украина сможет получить еще один миллиард долларов кредитных гарантий. Потом эта сумма подтверждалась и другими официальными лицами в Вашингтоне, в том числе и вице-президентом Байденом.

Миллиард так и не был получен, несмотря на то, что стоимость этого кредитного ресурса была даже более дешевая, чем деньги, которые Украина получала от МВФ. Гарантии правительства США позволяли Украине занимать средства на внешних рынках под 1,8% годовых. (Это не потому, что нашей стране больше доверяют, а потому, что фактически обязательства на себя берет правительство США). А от МВФ мы получаем кредитный ресурс под 3%.

Это крайне негативный сигнал, который говорит о том, что Украина не очень спешит продвигаться по пути реформ.

МВФ сам не в состоянии финансировать реформы, вот почему он работает в связке с другими международными кредиторами, и в первую очередь со Всемирным банком. Программы международных организаций достаточно разноплановые и все они нужны не самим донорам и кредиторам, а прежде всего Украине. К примеру, есть возможность кредитовать программы, связанные с повышением энергоэффективности, или, например, реформировать антимонопольный комитет и стимулировать конкуренцию на рынке.

 Например, до сих пор основным поставщиком ядерного топлива в Украину продолжает оставаться российская госкорпорация Росатом, а ведь была возможность увеличить конкуренцию на этом рынке, допустив туда компанию с мировым именем Westinghouse. Украина до сих пор не использовала эту возможность. Была возможность усилить конкуренцию на рынке закупок газа, фактически ликвидировав монопольное состояние, которое сейчас есть у НАК Нафтогаза, и допустить на рынок новых игроков. Это тоже не было сделано. Была возможность использовать кредитный ресурс на проведение реформы ЖКХ. Эту программу можно было бы использовать, но нет. Была возможность использовать средства, в том числе от ЕС и Мирового банка, на реформу системы госуправления. И здесь Украина не проявила должного интереса.

Как правило, Украина не против получать средства, но при минимуме обязательств. А в идеале и вообще без них. Макрофинансовая помощь трактуется Киевом крайне примитивно –  иностранные средства должны быть зачислены в бюджет, а потом использованы по собственному усмотрению. Но, к сожалению для украинского руководства и к счастью для украинских налогоплательщиков, невозможно брать деньги не проводя реформы. Их просто не дадут. Средства предоставляются под программу реформ.

Более того, реформы финансируются не авансом наперед, а после достижения определенных «структурных маячков». Поэтому практически большая часть финансирования и находится в полузамороженном состоянии. Таким образом доноры и кредиторы совершают абсолютно правильные действия по отношению к украинским налогоплательщикам, не оставляя свой денежный ресурс без наблюдения. Они не дают возможность накапливаться долгу, за который в конечном итоге будут платить рядовые украинцы

А украинские политические элиты, которые пытались показать свою приверженность европейскому выбору  - и вопросам построения рыночной экономики, увеличению благосостояния населения  - не хотят достигать этих целей, если это ущемляет их собственные бизнес-интересы, либо не лежит внутри их собственного мотивационного комплекса.

Есть международные институции, группа стран, которые согласны подставить Украине плечо в трудную минуту, когда она находится в состоянии войны, когда ее экономика упала. Но для того, чтобы тебе подставили плечо, ты должен, как минимум, согласиться опираться на него. А проблема украинских политических элит как раз в том, что они либо не понимают, почему они должны опереться на чужое плечо, либо слишком хорошо понимают, что опершись на это плечо, они принесут в жертву свои личные интересы. Ни одной стране мира не удавалось проводить эффективные реформы, если не было консолидированной политической воли. А с этим в Украине, похоже, есть серьезные пробуксовки.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: