Как привлечь в Украину иностранный капитал

комментировать

Украинское правительство все-таки перешло от слов к делу, заявив о создании специального офиса по поддержке инвестиций, который был анонсирован премьер-министром Владимиром Гройсманом еще в августе.

Функции новой структуры будут направлены на привлечение иностранного капитала в украинскую экономику. По словам представителей Кабмина, необходимо поддержать зачатки «экономического роста», а инвестиции, как известно, являются сильным стимулом.
Об этом говорится и в правительственном постановлении, где прописаны ключевые задачи офиса.

Среди них – создание механизма «единого окна» для коммуникации с инвесторами, координация взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти, сопровождение зарубежного капитала в ходе реализации тех или иных проектов, а также защита прав инвесторов в случае возникновения проблем.

К слову, офис по поддержке инвестиций возглавил юрист Даниил Билак, канадец по происхождению. До этого он являлся управляющим партнером киевского представительства компании CMS Cameron McKenna. Кабмин объяснил выбор кандидатуры тем, что Билак работает в Украине уже около 25 лет, и знает, как «продать» инвесторам нашу страну. Разумеется, в хорошем смысле этого слова.


По большому счету, логично, что вопросами, которые связаны с привлечением инвестиций, будет заниматься некая организованная структура. В идеале, она должна выступать в роли своеобразного посредника и, если нужно, арбитра (даже третейского судьи) между инвесторами, бизнесом и чиновниками, всячески облегчая доступ капитала в нашу страну.
К тому же, подобная модель коммуникации с инвесторами хорошо зарекомендовала себя во многих развитых странах.

Так, в Германии функционирует правительственное агентство Germany Trade&Invest, которое предоставляет немецким и иностранным компаниям широкий спектр информационной и профессиональной поддержки. В Чехии деятельность по привлечению иностранных инвестиций координирует государственное Агентство по поддержке предпринимательства и инвестиций Чехинвест. Это Агентство также выступает в роли контактного офиса, предоставляя информацию обо всех формах поддержки предпринимательства в Чехии. В Польше аналогичные вопросы курирует Агентство Информации и Иностранных Инвестиций (PAIiIZ).

Оно берет на себя задачи по сопровождению инвесторов как на этапе запуска бизнеса, так и предлагает пост инвестиционное обслуживание. И это вполне объясняет, почему вслед за европейскими странами потянулась и Украина, пытаясь перенять лучшую практику.

Но, к сожалению, нужно признать, что одно лишь правительственное постановление и красивая презентация возможностей, которые якобы открываются для инвесторов в нашей стране, не сможет устранить тот список барьеров, который в действительности блокирует приток зарубежного капитала.

Во-первых, до сих пор есть немало сложностей в регуляции бизнеса. Невзирая на то, что кампания по дерегуляции была анонсирована еще в 2014 году. Несомненно, сделано очень многое. Отменены десятки лицензий, сертификатов, разрешений, которые препятствовали работе предпринимателей и компаний. Кроме того, значительно повысился уровень открытости государственных органов (произошло открытие госреестров, дан старт реализации концепции «электронного правительства», внедрены электронные закупки и т.д.).

Тем не менее, этого, увы, недостаточно. Например, в небезызвестном рейтинге Doing Business Украина по-прежнему занимает не самое высокое место по показателю легкости регистрации предприятий (30 позиция). Но, что еще более важно, мы находимся на 141 месте по индикатору «разрешение платежеспособности». Иными словами, именно ликвидация бизнеса сопряжена с целым валом преград, и на это властям нужно обратить внимание в первую очередь. Ведь до того момента, пока закрытие компании не будет столь же простым и необременительным, как и ее открытие, говорить об успехе дерегуляции очень сложно.

Во-вторых, в Украине большие пробелы с защитой частной собственности. В том числе, прав акционеров и прочих собственников бизнеса. Кроме того, похвальное и действительно важное стремление правительства и повысить прозрачность регистрационных процедур породило другую проблему – электронное рейдерство. Оно стало следствием незащищенности реестров и, по сути, беспомощности контролирующих органов и даже судов, которые не в силах противостоять мошенникам. И это всего лишь один, но очень красноречивый пример того, сколь острой является для Украины проблема незащищенности капитала, и что ее нужно срочно решать.

Хотя парламент, нужно отдать должное, уже сделал шаг в этом направлении: в начале октября Верховная Рада поддержала законопроект N5067, который ужесточает правила отчуждения объектов недвижимого имущества. Плюс ко всему, изменение сведений о юридическом лице в реестре будет осуществляться только на основании нотариально удостоверенных подписей учредителей компании или уполномоченных ими лиц.

В-третьих, необходимо проводить глубокие трансформации в системе налогообложения. К слову, по данному показателю в рейтинге Doing Business Украина тоже находится далеко позади – на 107 месте. В данном направлении Кабмин прилагает ряд усилий. Например, предложенные Министерством финансов изменения в Налоговый кодекс, которые предполагают качественные перемены в администрировании налогов, в том числе, реформирование силового блока фискальных органов (ликвидация налоговой милиции), вызывают искреннее одобрение со стороны налогоплательщиков.

Однако многие вопросы так и остались за пределами внимания правительства. Начиная с недостатков в налогообложении НДФЛ и единым соцвзносом, и заканчивая отменой налога на прибыль и внедрением налога на выведенный капитал по так называемой «эстонской модели». Плюс ко всему, требуется снижение общей налоговой нагрузки в целом. Впрочем, в правительстве обещают, что первым этапом станет исправление огрехов в администрировании, а уже в 2017 году нас ждет масштабная налоговая реформа.

Сильнее всего нуждаются в инвестициях агросектор, промышленность (добывающая, металлургическая, химпром), энергогегерация. Поскольку именно эти отрасли являются экспортообразующими (кроме, разве что, энергетики), обеспечивая приток валюты в страну. К тому же, учитывая вклад в ВВП (АПК - около 20%, добывающая промышленность и металлургия - от 25 до 30%), производственный сектор способен выступить в роли того драйвера, в котором так нуждается отечественная экономика.

Впрочем, это не означает, что другие отрасли не испытывают потребности в капиталовложениях. Например, телекоммуникации, от уровня развития которых зависит национальная безопасность Украины. Или машиностроение, которое всегда считалось стратегической отраслью, но за годы независимости в значительной степени утратило свои конкурентные преимущества, в том числе, из-за потери рынков СНГ. Хотя потенциал украинских машиностроителей - огромен.

Кроме того, не стоит забывать о государственном секторе. Государство, как управитель имущества, на сегодня не может эффективно выполнять эту роль. Но приватизация, которая могла бы приносить ежегодно десятки миллиардов гривен, фактически заморожена. Причина - в непрозрачности приватизационных процессов. Инвесторы хотят видеть понятные правила игры, и понимать, что представляет собой тот или иной объект. Поэтому, эти правила и условия должны быть отрегулированы. Это ключевое условие прихода денег в экономику.

Тем не менее, невзирая на сложности и преграды, и на то, что мы потеряли часть экспортных рынков, инвесторы продолжают интересоваться Украиной. По данным Госслужбы статистики, совокупный объем иностранных инвестиций в нашу страну за первое полугодие 2016 года вырос на 5.4% до 44.8 млрд долл. Для сравнения, эта динамика сопоставима с той суммой, что Украина получила за весь 2015 год. То есть, прирост капиталовложений налицо.

Причём, это реальные деньги, которые идут в реальные проекты. Со стороны европейских, азиатских стран, государств Ближнего Востока, Канады и США. Так, еще в начале 2016 года азербайджанские инвесторы заявили о готовности вложить 22 млн долл в строительство завода по переработке сои в Сумской области. А в июне нынешнего года был открыт производственно-перегрузочный комплекс в Николаевском морском порту, в строительство которого американские инвесторы вложили 180 млн долл. А Саудовская Аравия и вовсе готова инвестировать в развитие украинского АПК свыше 10 млрд долл.

Однако для того, чтобы подобные проекты были успешно реализованы, необходима комплексная работа по привлечению капитала. Да, мы показали инвесторам, что ждем их, что готовы к совместным проектам и конструктивному диалогу. Но прежде всего, для этого сотрудничества нужно создать фундамент. Снизить регуляторный пресс, обеспечить комфортную правовую среду, усовершенствовать налогообложение, смягчить валютные ограничения. Только при выполнении этих условий приход инвесторов станет реальностью, а офис по поддержке инвестиций сможет полноценно выполнять возложенные на него функции.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: