Как Кабмин перекроит налоговую систему

комментировать

Украинские налогоплательщики еще не успели свыкнуться с новациями, которые вступили в силу с начала 2017 года, а их уже готовят к очередной порции изменений.

Большинство из них озвучено в обновленном тексте меморандума между Украиной и МВФ, который был обнародован в начале апреля.

Правда, на фоне дискуссии, развернувшейся вокруг пенсионной и земельной реформы, а также дальнейшего пересмотра тарифов на ЖКХ, обсуждение фискальной и налоговой политики правительства Украины отошло на второй план. Но более глубокий анализ текста меморандума и тех шагов, которые уже предпринимают Минфин и Государственная фискальная служба, заставляет усомниться в том, что очередной этап налоговой реформы в таком формате будет успешным.

Налогов много не бывает

Одно из обещаний украинских властей, данных МВФ - воздерживаться от существенного «урезания» налогов, введения льготного налогообложения и схем амнистирования. Это обеспечит относительную стабильность налоговой базы и количества взимаемых налогов. Бизнес сможет работать в условиях предсказуемой фискальной среды, что уже неплохо. Плюс ко всему, под «амнистированием», скорее всего, следует понимать разовое декларирование, внедрение которого планировалось еще в 2016 году. Судя по тому, что шум вокруг этой идеи давно затих, тотальное «обнажение» доходов и активов (зарубежных в том числе) налогоплательщикам пока что не грозит.

В то же время, обязательство сохранять неизменный «ассортимент» налогов и сборов идет вразрез с озвученными еще в 2015-2016 годах планами правительства по либерализации налоговой системы.  Помимо упрощения администрирования, чем уже занимаются Минфин и ГФС, огромное значение имеет и налоговая нагрузка. При таких условиях в обозримом будущем ее снижения ждать не приходится.

Единственное, на что можно рассчитывать, так это на возможное слияние налога на доходы физлиц и единого соцвзноса. До мая парламент должен рассмотреть законопроекты, которые касаются гармонизации учета платежей по НДФЛ и ЕСВ, что станет большим шагом в направлении их объединения.  

Опять за старое

Плательщикам единого налога тоже не особо повезло: украинские власти намерены с 1 января 2018 года усилить требования к режиму упрощенного налогообложения. Что стоит за этим многозначительным обещанием, сказать пока что сложно. Хотя сценарии демонтажа единого налога уже не раз обсуждались в стенах Минфина. Например, оставить «упрощенку» только для микробизнеса, годовой оборот которого не выходит за рамки 300-500 тыс грн, либо ввести мораторий на использование единого налога юридическими лицами. Также не исключено, что единый налог запретят применять в отдельных сферах и видах бизнеса: туристическом, отельном и т.д.

Причем, реформа упрощенной системы неизбежна. Более того, она уже фактически началась с введением кассовых аппаратов (РРО) для представителей МСБ, которые торгуют технически сложными товарами. Несмотря на то, что это новшество затрагивает ограниченное число предпринимателей, его можно считать «пробным шаром» для всего малого бизнеса. Если предприниматели относительно спокойно проглотят очередное ужесточение – это будет своеобразным сигналом для Минфина и правительства, что «гайки» можно закручивать еще сильнее.

ГФС:Перезагрузка

Не менее грандиозные амбиции у властей и в отношении реформы Государственной фискальной службы. Уже к концу июня будет завершен аудит баз данных ГФС для их последующей передачи в администрирование Министерству финансов. В целом курс взят на усиление IT-потенциала ГФС и развитие онлайн-сервисов. Например, до конца 2017 года 2/3 деклараций и отчетов будет подаваться в электронном виде.

Вдобавок Минфин намерен ежеквартально подсчитывать и публиковать коэффициенты эффективности работы ГФС, а каждые полгода проводить опросы налогоплательщиков, чтобы получать объективную оценку деятельности налоговиков и своевременно выявлять зачатки коррупции.

В эту же стратегию вписывается слияние налоговой и таможенной служб в единое юридическое лицо и сокращение в течение 2017 года таможенных пропускных пунктов минимум в 3 раза.

Перечисленные меры должны усилить эффективность ГФС и полностью превратить ее в структуру по сбору и администрированию налогов.

Но это не означает, что фискалы не получат контрольно-ревизионных полномочий. Во-первых, уже с января 2017 года ГФС имеет полное право проводить аудит малых и средних налогоплательщиков. В том числе, адресные проверки компаний с целью выявления незадекларированных (не оформленных официально) сотрудников. Во-вторых, в структуре фискальной службы будет сформирован новый аналитический отдел, который займется выявлением налогоплательщиков с повышенным уровнем риска.

Плюс ко всему, до конца года парламент должен утвердить законопроект, нормы которого предусматривают введение косвенных методов проверки. В итоге сбудется давняя мечта Кабмина: налоговики наконец-то смогут контролировать доходы налогоплательщиков по их расходам.

Еще один пункт налоговой реформы – создание службы финансовых расследований. Соответствующий законопроект был одобрен правительством еще в марте, а его принятие ожидается к маю. Правда, испытывать эйфорию по поводу появления новой структуре в составе ГФС еще рано. Остаются немало вопросов по поводу критериев отбора персонального состава службы финрасследований, а также полномочий, которые позволят ее сотрудникам оказывать давление на налогоплательщиков. Поэтому, если законопроект будет поддержан парламентом без поправок, служба финансовых расследований рискует превратиться в улучшенную копию налоговой милиции.

По второму кругу

Впрочем, некоторые элементы налоговой реформы остались за пределами меморандума. А это означает, что они не входят в число приоритетных задач правительства. Прежде всего, речь о налоге на выведенный капитал, который должен заменить коррупционный и угнетающий бизнес налог на прибыль. Но о нем в договоренностях с МВФ – ни слова.

К сожалению в прошлом году инициативная группа не смогла добиться, чтобы налог на выведенный капитал был включен в пакет поправок к Налоговому кодексу, и работу над ним было решено продолжить уже в 2017 году. Причем, к разработке нового законопроекта присоединился Минфин. Но пока очевидно, что до лета он вряд ли будет проголосован. Поэтому надежды бизнеса получить новую справедливую систему налогообложения прибыли хотя бы с 2018 года, все призрачнее.

Обходят стороной власти и проблемы в администрировании НДС. А ведь там далеко не все так гладко, как пытаются рассказывать представители Минфина. Например, с 1 апреля запущен новый публичный реестр возмещения НДС, а вместе с ним начато тестирование механизма блокировки НДС-накладных. Но бизнес сразу же предъявил и к реестру, и к механизму остановки накладных претензии. И вполне обоснованно. Например, возмещение НДС как и ранее проводится не автоматически, а в ручном режиме, так как ГФС оставляет за собой право проверять заявки на возврат НДС и принимать решение в одностороннем порядке. А для механизма блокировки до сих пор не прописаны критерии, на основании которых будет происходить приостановка накладных. И пока эти критерии не утвердит Минфин, делать какие-либо выводы в отношении нового механизма совершенно бессмысленно.

Точку ставить рано

Налогоплательщикам пока не стоит рассчитывать на стабильность налогового законодательства. При этом эффект от грядущих изменений спрогнозировать очень сложно. Ведь за планами повысить «справедливость налогообложения» скрывается немало рисков как для бизнеса, так и физлиц. Ключевая опасность в том, что новации в администрировании и реструктуризация ГФС вместо либерализации могут обернуться еще большим ухудшением налогового климата. И самое печальное, что в МВФ с этим, похоже, согласны.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: