Как государство убивает экспорт

комментировать

Чтобы купить что-нибудь необходимое для страны – нужно продать что-нибудь так же кому-то необходимое, но уже в другой стране. К сожалению, в Украине нет в достаточной мере нефти и газа и поэтому у нас эти товары являются товарами критического импорта.

Понятно, что нашим людям нужны не только энергоносители. Для некоторых из наших граждан критическим импортом является последняя модель BMW, но для большинства украинцев важным является наличие в магазинах апельсинов, бананов, IPhone, лекарств в аптеках и еще всякой всячины, которая у нас не произрастает или не производится и для закупки которой нужна твердая валюта. Но валюту необходимо заработать – произвести товар, доставить заграницу, продать, вернуть валютную выручку в Украину. 75% этой выручки экспортер обязательно должен продать, согласно установленным НБУ правилам.

Если послушать политиков – все уважают и поддерживают экспортера и инвестора. Особенно, если он в одном лице – вложил свои средства в Украину, инвестировал производство необходимого для кого-то заграницей товара, отправил товар на экспорт, а валюту вернул в Украину. Была бы полная идиллия, если бы так все и действовало, а инвесторы однозначно выбирали бы Украину среди других желающих принять у себя иностранных инвесторов и еще и с амбициозными экспортными планами.

Каким же образом Украине выигрывать эти мировые тендеры на привлечение инвестиций у других стран да еще и в сегодняшней нашей ситуации с оккупированными территориями, нестабильной, турбулентной политической и экономической ситуации и с коррупцией, которую все обещают преодолеть?

Успех в нашем случае может складываться из многих компонентов. Страна должна определиться с приоритетами, установить равные правила игры и действовать согласно них. Для этого нужно найти ответы на вопросы, которые сразу возникают и не только со стороны инвесторов и экспортеров.

Как можно объяснить, почему тариф на доставку железной дорогой, например, вагона металлопроката из Кривого Рога в порт Николаев  более чем на 50% выше, чем доставка вагона с зерном или песком по тому же маршруту?

Если тарифы на железнодорожные перевозки устанавливает государство, то почему государство таким подходом при формировании тарифов стимулирует экспорт необработанного сырья, а не готовой продукции, ведь затраты железнодорожников на доставку тонны любого груза являются такими же самыми? Каким образом Украина перестанет быть сырьевой державой, если не сменит приоритеты? Только не подумайте, что я предлагаю поднять тарифы на перевозки необработанного сырья – такое решение было бы поспешными. В нынешней экономической ситуации нужно поддерживать весь существующий экспорт, но тарифы на доставку готовой продукции не должны быть выше, чем на доставку сырья.

Тарифы на перевозку готовой продукции нужно снизить. Так, как это сделали белорусские железнодорожники, как только появилась возможность подхватить транзит украинских товаров в Казахстан, который был ограничен постановлением российского правительства через российскую территорию.

Турция является одним из основных конкурентов Украины на международных рынках металлопроката и аграрной продукции. Не всем известно, что Турция является крупнейшим в мире экспортером муки, что в значительной степени производится из украинского зерна. Перерабатывающие предприятия часто находятся в турецких морских портах, как кстати и много небольших металлургических заводов, обеспечивая турецких потребителей, одновременно экспортируя металлопрокат в страны Средиземноморского региона. Догадайтесь сами, инвестиционная политика в какой стране – Украине или Турции есть более привлекательная для инвестиций.

В Турции существует стимулирование предприятий металлургической промышленности, которые перерабатывают сырье (железную руду) и экспортируют продукцию с высокой добавочной стоимостью, путем уменьшенных рентных платежей на железную руду для таких предприятий. Налог на добычу сырья, перерабатываемого в стране происхождения ниже, чем на сырье, которое отправляется на экспорт. Подобное стимулирование в Украине увеличило бы внутреннее производство продукции.

Не все преимущества страны в инвестиционной привлекательности построены только на тарифах и налогах. Для инвестора, чтобы принять отрицательное решение, хватит и отсутствия доброго отношения, которое не требует никаких материальных затрат – только добрая воля чиновников страны пребывания. Почему в Украине на законодательном уровне до настоящего времени не определено понятие «виза инвестора», как это есть в других странах? Почему инвесторы, не являющиеся гражданами стран-членов ЕС, США или Канады, не могут свободно ездить в страны, в экономику страны которой они вложили миллионы долларов США? Почему назначены этими же инвесторами управленцы на их украинских предприятиях не могут получать разрешение на работу в Украине более чем на один год, ведь существующее жесткое временное ограничение иногда создает много неудобств для этих людей?

Сейчас в Верховной Раде Украины прорабатывается проект Трудового кодекса. Он готовится ко второму чтению. Я получил информацию, что существует реальная опасность получить новый Трудовой кодекс, который не будет учитывать интересы работодателя. В сегодняшней ситуации работодатель не может уволить работника, которого он поймал на краже, до завершения уголовного производства и получения официального решения суда. Если наше трудовое законодательство и далее будет оставаться в законсервированном с советских или постсоветских времен виде, не смотря на те изменения, что происходят в стране и мире, инвестор и дальше будет чувствовать себя обманутым и незащищенным, как от не честных собственных работников, судов и правоохранителей, так и от популистской и недальновидной политики государства.

Если мы не будем учитывать существующих реалий сложной мировой конкурентной борьбы за инвестиционные ресурсы и не будем поспевать за миром, который быстро меняется, мы будем всегда бедной страной, с популистским трудовым и иным законодательством, которое не всегда выполняется, но выполнение которого всегда требуется от иностранного инвестора.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: