Эффективны ли спецсанкции в бизнесе

комментировать

Ежегодно несколько украинских предприятий подпадают под санкции в соответствии со статьей 37 закона о внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Убытки предприятий при этом измеряются миллионами гривен. Государство также тратит на "санкционные дела" значительные средства.

Закон предусматривает, что санкции в виде штрафов, индивидуального лицензирования или временного приостановления ВЭД могут применяться "за нарушение этого или связанных с ним законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранных субъектов хозяйственной деятельности". То есть основания для применения санкций за нарушение очень широки.

Такая неопределенность в применении санкций приводит к значительным потерям со стороны импортеров и экспортеров, как прямых – расходы на отмену санкций, – так и не прямых – недополученная прибыль от осуществления внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, хотя санкции ежегодно применяются к нескольким сотням предприятий – к 1,5-3% субъектов ВЭД, – риск применения санкций ухудшает условия осуществления работы для всех украинских предприятий. Ведь снижает количество иностранных контрагентов, которые потенциально хотели бы работать с нашими компаниями.

По нашим оценкам, работники государственных органов тратят значительное количество времени на рассмотрение дел, связанных с санкциями.


Приказы МЭРТ согласно реестру публичной информации

Приказы МЭРТ согласно реестру публичной информации


Как видно из графика выше, около половины приказов МЭРТ связанные с санкциями. Пожалуй, написание "санкций" занимает меньше времени, чем написание сложных приказов. Например, связанных с регулированием определенных отраслей.

Если составление и подписание одного приказа, связанного с санкциями, требует в среднем два часа, в течение 2016 на эту деятельность понадобилось 2266 ч. Или, если предположить, что этим занимался главный специалист с окладом ₴ 4700, то это ₴10,6 млн. Дополнительно следует учесть специалистов государственных органов, которые инициируют применение санкций к предприятиям.

Большинство приказов МЭРТ, связанных с санкциями, касаются или временного приостановления действия, или отмены санкций.


Приказы, связанные с применением санкций за нарушения в сфере ВЭД, касающихся украинских субъектов ВЭД

Приказы, связанные с применением санкций за нарушения в сфере ВЭД, касающиеся украинских субъектов ВЭД


Все потому, что применение санкций, как правило, осуществляется на основании одного приказа сразу к нескольким компаниям.


Приказы, связанные с санкциями в сфере ВЭД, касающихся нерезидентов

Приказы, связанные с санкциями в сфере ВЭД, касающиеся нерезидентов


Например, в 2016 году применение санкций к более чем половине предприятий стало результатом принятия только трех приказов МЭРТ. А приказы о временном приостановлении или отмене санкций, как правило, касаются только одного предприятия.

Как видно из следующего графика, в 2016 году почти все случаи применения специальных санкций инициировали только два государственных органа – ДФС и СБУ. Причем, СБУ относительно чаще инициировала временное приостановлении ВЭД, чем индивидуальное лицензирование.


Количество украинских предприятий, в которых были применены санкции, по видам санкций и органами-инициаторами, по 2016

Количество украинских предприятий, к которым применили санкции, по видам санкций и органам-инициаторам, по 2016


За что же применялись санкции к украинским предприятиям?

В подавляющем большинстве случаев – за превышение 180-дневного срока возврата валютной выручки.


Распределение случаев применения санкций за нарушения в сфере ВЭД по видам нарушений

Распределение случаев применения санкций за нарушения в сфере ВЭД по видам нарушений


Мы смогли идентифицировать только 30 предприятий из 929, к которым применяли санкции за контрабанду. Еще в 14 случаях применения санкций было связано с товарами двойного назначения.

Далее более подробно о весе санкций за нарушение срока возврата валютной выручки в общем количестве примененных санкций. Как видно, 93% санкций, инициированных ДФС и 23% – СБУ, касаются нарушений валютного законодательства. И чаще инициируют за такие нарушения применение режима индивидуального лицензирования, чем временной остановки ВЭД.


Доля предприятий, в которых специальные санкции применены за нарушение сроков возврата валютной выручки, по виду санкций и органом-инициатором

Доля предприятий, к которым санкции применяли за нарушение сроков возврата валютной выручки, по виду санкций и органам-инициаторам


Какая же «цена вопроса»? За какие суммы нарушений применялись санкции?

К сожалению, данные о суммах приводятся только для нарушений сроков возврата валютной выручки. Да и то не для всех, а для половины предприятий, к которым применяли санкции.

Из таблицы дальше видно, что санкции в подавляющем большинстве случаев применяли за незначительные нарушения – до $100 тыс. в эквиваленте.


Распределение предприятий, к которым применены санкции за нарушение сроков возврата валютной выручки, по сумме нарушений (для предприятий, для которых данные)

Распределение предприятий, к которым применяли санкции за нарушение сроков возврата валютной выручки, по сумме нарушений


Мы провели небольшой опрос среди предпринимателей и попросили их оценить ущерб от санкций ВЭД. К полученным результатам следует относиться осторожно, поскольку из 30 предпринимателей, которые ответили на опрос, только 7 имели такой опыт.

Однако, это дает возможность предположить, что общий ущерб от санкций, вместе с недополученной прибылью, штрафами от партнеров и т.п., примерно равен сумме нарушения. Если взять медианную сумму нарушения – $81 тыс. – убытки от применения санкций в течение 2016 года для предприятий составили $75,2 млн. Если же взять среднюю сумму нарушения $1,7 млн, то оценочные объемы убытков будут еще выше, примерно $1,6 млрд.

Есть ли такие расходы оправданными?

По состоянию на 31 июля 2017 за устранение нарушений отменили санкции за 2016 только для 12% предприятий. А сумма устраненных нарушений составила 5% общей суммы задолженности.

Конечно, мы не можем утверждать, что все нарушения устранены в результате применения санкций. Также, поскольку мы рассматриваем только полугодовой период после последнего случая применения санкций, возможно, нарушения будут устранены позже.

Однако, даже имеющиеся данные позволяют утверждать, что общественные расходы и потери от применения и дальнейшего пересмотра санкций за нарушения в сфере ВЭД значительно выше их возможной пользы. На рассмотрение дел о санкциях только МЭРТ тратит более 2 тыс. часов в год, или более ₴10 млн. Вряд ли органы-инициаторы санкций тратят меньше.

Точно оценить прямые убытки от применения санкций для предприятий невозможно. Оценки находятся в диапазоне от нескольких десятков миллионов до более чем $1,5 млрд (в эквиваленте).

Применение санкций не доказало своей эффективности. Зато, это тратит значительные ресурсы как предприятий, так и государства и ухудшает бизнес-климат. Ведь предприятия, опасаясь "попасть под санкции", могут снижать объемы или вообще отказываться от осуществления ВЭД.

К тому же, непрозрачные механизмы инициирования и принятия решений, связанных с санкциями, является значительным источником коррупции. Итак, действующая система специальных санкций тормозит восстановление экономического роста, уничтожает доверие бизнеса к власти, ухудшает имидж Украины в глазах зарубежных партнеров и, вместе с тем, не выполняет никакой полезной функции.

Поэтому мы предлагаем избавиться от неэффективных и непрозрачных видов санкций за нарушения в сфере ВЭД, то есть отменить ст. 37 Закона о ВЭД. Зато можно внедрить другие, более прозрачные, механизмы ответственности субъектов ВЭД за нарушения в этой сфере. В частности, следует рассмотреть возможность возвращения уголовной ответственности за контрабанду.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: