Уже иссяк кредит доверия

комментировать

В последнее время в Украине не прекращается диалог о необходимости реформирования практически каждого сектора экономики. И банковский рынок в данном случае не исключение.

Однако, несмотря на понимание обязательности реформ для нормального функционирования бизнеса, их законодательное обеспечение не просто оставляет желать лучшего – оно фактически отсутствует. При этом для некоторых банковских услуг изменение законодательного регулирования просто жизненно необходимо. В частности, законодательного изменения правил требует такая ключевая сфера деятельности финансовых институтов как кредитование.

Ни для кого не секрет, что кредитование в Украине развито достаточно посредственно. А ведь это один из основных инструментов банка для поддержания экономической активности!

Давайте проанализируем недавнюю статистику. Да, в месячном выражении мы можем наблюдать небольшой рост. Так, в июле портфель кредитов, выданных банками, вырос на 1,8% по гривневой компоненте, однако кредиты в иностранной валюте сократились на 1,6%. При этом с начала года портфель кредитов корпоративного сектора сократился на 4,8%, а населения – на 2,6%.

Не лишним в этом контексте будет напомнить, что уровень проблемных кредитов в нашей банковской системе до сих пор остается непомерно угрожающим. Согласно официальным данным НБУ, доля неработающих кредитов по состоянию на 1 июля этого года составляет 57,7% от общего размера портфеля. А это около 590 млрд грн в абсолютном выражении!

Кроме того, как мы сейчас видим, большинство кредитов, выданных в 2016 году в корпоративном секторе, – это не кредиты под развитие новых проектов или создание новых компаний, а реструктуризация старых задолженностей. И проблема точно не в банках – их ликвидность продолжает оставаться высокой.

При этом бизнес все чаще ищет финансирование вне банков – при помощи бартерных схем, поиске дополнительных договоренностей с контрагентами, получением прибыли с новых рынков.

Вместе с тем мы видим, что способ взаимодействия с зарубежными банками существенно отличается от отношений с украинскими финансовыми структурами. Так, бизнесмены готовы открывать любую внутреннюю информацию перед иностранными кредиторами, а в процессе переговоров с украинскими – до последнего стараются избежать раскрытия реального финансового состояния.

Все это происходит из-за отсутствия доверия между кредиторами и заемщиками в украинском финансовом секторе. К сожалению, я вынужден констатировать факт, что клиенты в половине случаев нарушают условия договоров, а механизмы обеспечения, которыми пользуются банки, зачастую показывают свою полную несостоятельность.

Финансовые учреждения практически не вылезают из судов в попытке спасти выданные ранее миллионные займы компаниям, пользующимся любыми недостатками законодательной системы, лишь бы не платить по обязательствам. Такая юридическая активность, к сожалению, все равно не решает проблемы: в лучшем случае банк вернет лишь 30% от необходимой ему суммы – все остальные средства, взысканные с недобросовестного кредитора, уйдут на судебные издержки.

Очевидно, что банкам и заемщикам необходимо искать новые способы повышения эффективности кредитных инструментов. И самым главным из них должно стать улучшение украинского законодательства, регулирующего работу финансовой системы.

Отличным примером может служить законопроект №6027 о повышении доверия между банками и клиентами. Данный законопроект поможет ликвидировать существующие сейчас серые схемы, которыми пользуются крупные заемщики. Потому что пока эти схемы существуют, банки не могут решиться активно кредитовать население и реальный сектор экономики.

Однако законопроект №6027 уже дважды был заблокирован депутатами парламента, а недавно с трудом прошел первое чтение, отправившись на доработку, и нет уверенности в том, что его примут во втором чтении даже после внесения правок.

А ведь этот случай не единственный – есть еще законопроект №3132 об улучшении процедур банкротства, законопроект №4529 о стимулировании кредитования, законопроект №5361 о регулировании переводов средств. И этот список можно продолжать и продолжать.

Если бы не принятие закона о добровольной реструктуризации долгов и закона о потребительском кредитовании, у меня сложилось бы окончательное впечатление, что парламентарии умышленно стимулируют стагнацию и уничтожение украинской банковской системы. Ведь без принятия всех законопроектов, застрявших в парламентском аду, говорить о восстановлении рынка кредитования в Украине не представляется возможным.

Да, у нас достигнуто понимание с НБУ, который помогает участникам рынка, продвигая на подзаконном уровне реформы финансового сектора. Да, мы видим хорошие темпы либерализации валютных ограничений, благодаря которым мы можем надеяться на то, что в Украине все-таки будет возможна реализация свободного движения капитала в перспективе ближайших лет.

Однако этого недостаточно. Общая недореформированность не дает нам возможности воспользоваться плодами макроэкономической стабилизации и перейти к активизации кредитования и ускорению экономического роста на много лет вперед за счет инвестиционных процессов. НБУ, несмотря на все его старания, не может заменить собой парламент и принять критичные для финансового сектора страны решения.

Так что у нас есть два выхода: либо и дальше наблюдать несостоятельность депутатов и их попытки похоронить своим бездействием слегка поднявшую голову экономику Украины, или же заставить их наконец-то работать не только на свой карман, но и на реализацию реальных реформ в стране!

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: