Что даст закон об аграрных советниках

комментировать

Сельское хозяйство выступает сегодня как мощный двигатель развития экономики Украины, достигая 12% ВВП, и это далеко не предел.

У вас есть огромный природный потенциал чернозема, пригодный климат и доступность водных ресурсов. Если снять многие лимитирующие факторы и дать возможность полномасштабного развития сельского хозяйства, при условии соблюдения принципов устойчивого развития, Украина действительно сможет выйти на мировой уровень по многим категориям этой отрасли.

И здесь кроме открытия рынка земли, предоставления дешевого финансирования нужны знания. Необходимо возвращать знания работы на земле, уважение к земле, особенно в отношении к молодой генерации, так как  из-за коллективизации и ликвидации "кулаков" в недалеком прошлом связь генераций была прервана.

Закон про сельскохозяйственную консультационную (дорадчу) деятельность был принят в Украине еще в 2004 году. Государственное финансирование этого направления достигло вершины в 2006 году в объеме 12 млн грн, до 2011 года упало до 5 млн грн и, начиная с 2013 года финансирование из государственного бюджета прекратилось.  И это несмотря на то, что по Закону на финансирование консультационных служб должно идти не менее 5% от государственных программ по развитию сельского хозяйства и сельской местности.

В настоящее время сельскохозяйственные консультационные службы существуют только за счет поддержки местных властей или проектов технической помощи международных доноров. Всего в Украине зарегистрировано 76 консультационных служб, но только 10 из них имеют действительный сертификат.

И тут возникает вопрос: Нужно ли вообще за государственные деньги финансировать сельскохозяйственные консультационные центры?

При общении с фермерами выходит так: одни говорят, что им сельхозконсультанты не нужны, потому что они знают меньше, чем сами фермеры. Это мнение можно понять, учитывая чисто теоретическую систему образования советников. Другие аграрии признают положительный опыт общения с консультационной службой, особенно в организационных,  экономических, маркетинговых вопросах при запуске сельскохозяйственной деятельности.

Второй вопрос касается самого Закона про сельскохозяйственную консультационную деятельность и его несовершенства и забюрократизованости.

Закон ограничивает круг субъектов, которые могут стать консультантами. Это могут быть только юридические лица, несмотря на то, что такое ограничение противоречит положениям законодательства про равные права и возможности для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Разделение консультантов на "советник" и "эксперт-советник" лишнее. Закон внедряет количественные ограничения (минимум три "советника", прошедших регистрацию и внесенных в реестр), вместо того, чтобы  обеспечить качество консультационной службы. Фермеру же все равно, сколько "советников" работает в консультационной службе -  10 или 1, ему важно получить ответ на свой вопрос.

И здесь возникает третий вопрос: как обеспечить качество услуг консультационных служб?

Обучение "советников" и "экспертов-советников" в высших учебных заведениях без практического опыта - не имеет смысла. В Европе, где консультационные службы работают уже много лет, наблюдается переход на частную коммерческую базу при возможной поддержке  государственными программами. В Великобритании консультационная служба трансформировалась в коммерческую. В Австрии и Франции она работает при аграрных палатах, объединяющих сельхозпроизводителей. В Германии консультационные службы смешанные: государственные, частные и при аграрных палатах. И такой поход более логичен.

Самый простой способ доказать качество услуги – наличие спроса, когда потребитель услуги готов за нее заплатить. Здесь стоит подумать над тем, что больше гарантирует качество услуги: предоставление сертификата и юридическая форма поставщика или появление реального спроса на услугу. В Украине в период наращивания объемов сельского хозяйства и повышения его эффективности и устойчивости стоит подумать над комбинированным финансированием консультационных служб за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, частичного предоставления платных услуг ниже рыночного уровня и по возможности донорских проектов.

Профессиональная работа консультационных служб в Украине может стать одним из драйверов выполнения задачи правительственной Концепции, принятой 13 сентября 2017: повышения количества фермерских хозяйств минимум на 10% (около 3600 хозяйств) до 2020 года.

Минагро намерено использовать сеть консультационных служб также для информирования аграриев о программах государственной поддержки сельского хозяйства.

Консультационные службы могут быть востребованы в период после запуска рынка земли и желаемой трансформации "личных сельских хозяйств" в семейные фермы. Консультационные службы также могут помогать в организации сельскохозяйственных кооперативов, при внедрении сельскохозяйственной науки. 

Учитывая экологические вызовы, выполнение требований политики по изменению климата, развитие органического производства - роль сельскохозяйственных консультационных центров может и должна увеличиваться. Но здесь важно, чтобы центры были действительно профессиональны, владели практическими знаниями, опытом и новыми технологиями. В противном случае они просто будут никому не нужны.   

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: