Как электромобили становятся повседневными

комментировать

Помните забавную картинку о людях, которые скептически относятся к SpaceX Илона Маска.

На верхнем полюсе надпись – «Вот когда полетит Falcon 1, тогда и поговорим», на нижнем – «Вот когда колонизируют Марс, тогда и поговорим», посредине временной шкалы – «Вот когда полетит б/у ракета…» и подпись: «Вы находитесь здесь». (Как вы помните, неделю назад компания повторно использовала ракету-носитель).

Но эта картинка – не только о SpaceX: она о том, как незаметно технологии становятся частью повседневности. Неудивительно, что мы долго и упорно не замечаем их присутствия, а потом просто начинаем воспринимать как должное. Реальность каждый день подбрасывает нам «обновления» и «патчи», поэтому мы редко испытываем чувство полной принадлежности уже не к 20-му, а к 21-му веку.

Но буквально на днях я его испытал, просматривая новости авторынков. Речь даже не о том, что Tesla пару дней назад опередила Ford по рыночной стоимости ($49 млрд против $46 млрд, западная пресса пестрит заголовками «У Форда было 100 лет форы, но она исчерпана»). Речь вообще не о вездесущем Илоне Маске, а о медленных, но обнадеживающих изменениях в обществе.

С 1 апреля в Великобритании вступил в силу налог на новые автомобили, от которого освобождаются только авто с нулевым уровнем выбросов. Зная о намерениях правительства, британцы не стали откладывать покупку машин в долгий ящик: за март в Соединенном Королевстве было зарегистрировано 560 тыс. новых автомобилей (на 5,8% больше, чем годом ранее). Мэр Лондона Садик Хан сделал еще один неприятный анонс для автовладельцев старой закалки. Он опубликовал предложение по расширению «зоны сверхнизких выбросов» (ULEZ) в столице – когда режим будет действовать 24 часа в сутки 365 дней в году, водителям дизельных авто придется ежедневно выкладывать 24 фунта стерлингов за право езды в городе.

Эта статья расходов наверняка заставит многих задуматься о том, что покупка электрокара – не такое уж «кусачее» вложение средств. И британцы это уже поняли: по состоянию на начало апреля рынок машин, работающих на альтернативных видах топлива, вырос на 31% и теперь занимает 4,1% национального авторынка.

Мэр Лондона хочет дать согражданам два года на раздумья и запустить ULEZ 8 апреля 2019 года – на год раньше, чем планировалось. Можно ехидно вспомнить о грядущем «Брексите» и связанных с ним финансовых потерях (которые оценивают в сотни миллиардов фунтов): мол, поплатиться за выход из еврозоны придется всем, не только автомобилистам. Но есть более красноречивые цифры. По самым приблизительным подсчетам, в одном лишь Лондоне каждый год 9 тыс. человек гибнут из-за болезней, связанных с загрязнением воздуха. Так что спешка с налогами для владельцев авто с ДВС уже не кажется радикальной мерой.

Хан дает лондонцам понять, что бензиновые и дизельные двигатели – не то чтобы совсем архаика, но, как говорят французы, passé. Франция, кстати, недавно сама отмечала символичную дату, связанную с электрическим транспортом. 23 марта количество зарегистрированных в стране электрокаров достигло 100 тысяч, так что на сегодняшний день это самый большой рынок таких автомобилей в Европе. Конечно же, он сформировался не на пустом месте: во-первых, страна имеет выгодную систему экологических льгот для покупателей электрокаров, а во-вторых, расширяет рассчитанную на них инфраструктуру. На сегодняшний день это 16 тысяч пунктов подзарядки, включая 500 скоростных терминалов.

В феврале французский рынок электрокаров вырос на 19,6%, причем в сегменте лидирует национальный производитель: 69% продаж пришлось на новую Renault ZOE. Рынок гибридных автомобилей, напротив, просел, но Audi A3 e-tron умудряется удерживать позиции, не слишком отставая от более новой BMW 225xe. Такие модели, идеально подходящие для города, наверняка еще переживут всплеск популярности, и не только во Франции. Дело в том, что мэр Парижа Анн Идальго возглавляет глобальную климатическую инициативу C40. В то время как ее лондонский коллега намерен убедить сограждан покупать меньше бензиновых авто, Идальго мечтает о городе… вообще без автомобилей.

Она не скрывает своих взглядов, называя частный автомобильный транспорт пережитком прошлого. Конечно, мэр не намерена пересадить всех парижан на велосипеды здесь и сейчас: инициативы внедряются постепенно – один день без автомобилей, одна пешеходная улица… Но уже к 2025 году в городе будут запрещены все дизельные авто. А еще через 25 лет число автомобилей в городе сократится вдвое. Городские власти и сами понимают, что «поставтомобильная» инфраструктура – слишком радикальная фантазия. Как говорил президент Жорж Помпиду, поддерживавший строительство новых автомагистралей, «французы любят свои машины». А теперь они переносят эту любовь на более экологичные модели.

Украинцы тоже любят автомобили. На сегодняшний день Киев не является членом C40, а наши власти по сравнению с европейскими реже прибегают к методу кнута и пряника, чтобы популяризовать электрокары. И тем не менее в мировом рейтинге темпов интеграции таких автомобилей Украина занимает 5 место!

Авторы списка прямо называют эту ситуацию «украинским чудом» и подчеркивают, что Украина показала хороший пример небогатым странам, не имеющим национальной автопромышленности, и заодно «врезала российским нефтяникам» (цитата первоисточника!). Тот факт, что речь идет в основном о подержанных Nissan Leaf, не помешал иностранным обозревателям включить нас в одну пятерку с Норвегией. А наше правительство, если верить последним заявлениям, намерено к 2020 году и вовсе перегнать Норвегию с ее 15%-ной долей электрокаров. В планах – комплексная налоговая либерализация; что касается инфраструктуры для таких машин, то сегодняшние условия – уже вполне достойные.

Если это станет реальностью, Украина останется в ТОП-5, а украинцы к 2020 году значительно разнообразят свой автопарк. К этому времени одна лишь Audi планирует выпустить 3 модели в серии e-tron, причем Quattro, которая готовится к выпуску в 2018-м, уже называют будущим соперником Tesla Model X.

Так что на горизонте – не только Leaf’ы. И не только «Теслы».

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: