Что даст дерегулирование рынка пива

комментировать

Несмотря на общенациональный курс на дерегуляцию, дерегулировать алкогольную отрасль законодатели не спешат.

Действительно, подход в этом вопросе должен быть тщательно взвешен, учитывая тот факт, что показатель теневого рынка крепкого алкоголя вывел Украину на второе место в мире, и, по некоторым подсчетам, он достигает 50% от всего рынка.

Но, как и во всем мире, нелегального производства и оборота пива в Украине фактически нет – он не превышает 1%. За редким исключением в виде небольших пивоварен, которые производят и реализуют продукцию без оптовой лицензии. К слову, появление даже несущественного теневого рынка пива стало следствием политики государства. После приравнивания регулирования пива к крепкому алкоголю появилось требование приобретать лицензию на оптовую торговлю пивом стоимостью 500 тысяч гривен, непосильное для небольших производителей.

На данный момент депутаты вернулись к рассмотрению во втором чтении законопроекта №2971-д о частичной дерегуляции отрасли. Напомню, что изначально законопроект был разработан и внесен в Раду по инициативе Минфина. Решение частично «откатить» отдельные аспекты нетипичного для пива регулирования появилось после осознания, что «приравнивание» было осуществлено поспешно и без учета технологических особенностей отрасли.

То есть, законопроект – это не просто дерегуляция, а попытка восстановить историческую справедливость и применить к пивоваренной отрасли правильное регулирование. Законопроект состоит из двух основных блоков: технической части и части по рекламе пива. Так как многие оппоненты инициативы с текстом законопроекта не ознакомились, я попробую кратко резюмировать основные его положения.
Итак, законопроект не меняет следующие, основные аспекты регулирования пива как алкогольного напитка

При этом, законопроект предлагает устранить следующие законодательные ограничения для пива:

Мы попросили наших коллег из ЕС предоставить данные по регулированию отрасли в их странах. В результате мы увидели, что подавляющая часть требований к пивной отрасли в Украине идет в разрез с европейской практикой:

Неправильно будет не прокомментировать наиболее дискутируемую часть законопроекта – вопрос рекламы. Так как мое мнение по данному вопросу может считаться предвзятым, я приведу в качестве примера европейскую практику. Реклама пива регулируется в каждой стране ЕС отдельно, от полного отсутствия каких-либо ограничений до полного запрета рекламы пива в дневное время:

Согласно ВООЗ (2014 г.), 56,6% стран в мире не имеют ограничений по рекламе пива, в 20% реклама пива запрещена (включая мусульманские страны, где употребление алкоголя запрещено религией), а в остальных странах действуют частичные ограничения по времени или контенту рекламы пива. Есть и такие страны, в которых правила рекламы определяются саморегулирующимися организациями. 

Завершая экскурс в историю и практику регулирования пива в Украине и ЕС скажу, что каждая страна вправе самостоятельно определять методы регулирования той или иной отрасли. Но при этом игнорировать здравый смысл и мировую практику, не имея национальной стратегии регулирования алкогольной отрасли, неправильно. Метод «спонтанного зарегулирования» – это не тот путь, который позволит избавиться от теневого рынка крепкого алкоголя и снизить проблемное потребление.

В то время как правильное и справедливое регулирование позволит отрасли развиваться и пополнять бюджет. Но на сегодняшний день решение за народными депутатами, и пивоварам остается верить, что законопроект по дерегуляции будет принят. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: