Децентрализация и реформа закупок

комментировать

Можно долго спорить о комплексности или политических подоплеках децентрализации.

Однако один факт отрицать явно невозможно: впервые за многие годы местные власти получили достойный бюджет, которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Благодаря децентрализации местные бюджеты увеличились на 44 млрд грн (50%) по сравнению с прошлым годом и в следующем году предполагается их рост еще на 30 млрд грн.

Преимущества такого решения очевидны: деньги, заработанные в этой области не отправляются в паломничество в Киев и назад, но остаются на месте. Во-первых, это существенно снижает коррупционные риски, ведь далеко не всегда количество “возвращенных” денег соответствовало количеству “отправленных”. Во-вторых, имея достойный бюджет в своем распоряжении, местные власти могут реально улучшать жизнь своей громады - проблемы этой общины, как и пути их решения видны намного лучше для тех, кто находится на месте, а не для тех, кто сидит в “высоких кабинетах” Киева.

Но существуют и потенциальные риски: увеличение бюджета увеличивает риск и масштабы потенциальной коррупции на местах. И если раньше местным чиновникам приходилось отчитываться перед органами центральной власти, децентрализация значительно упростила этот процесс и сделала местные власти намного более независимыми. Поэтому, для того, чтобы не допустить провала хорошей реформы и не превратить возможности для развития местных общин в коррупционную кормушку, необходимо использовать средства контроля за такими бюджетами.

Но непосредственный контроль или усиленные проверки не принесли бы должного результата, лишь нивелируя преимущества реформы в виде независимости местных властей, и потенциально могли бы создать еще больше поводов для коррупции уже на уровне чиновник-контроллер. Решение пришло со стороны другой успешной украинской реформы - реформы государственных закупок. Являясь частью государственного аппарата, местные общины попали под обязанность проводить все закупки товаров и услуг через систему государственных публичных закупок ProZorro. И поскольку закупка товаров и услуг является основной статьей расходов для любого бюджета, а нечестно организованный тендер или получение “откатов” является самым действенным способом “распила” бюджетных средств, ProZorro, которая значительно снижает возможность проведения таких тендеров, минимизирует риски коррупции. Кроме того, прозрачность и открытость всех данных о любой сделке в системе ProZorro позволяет контролировать финансовые потоки как государственным органам, так и членам тех самых общин, которые желают убедиться в том, что местные лидеры работают ради общей, а не личной выгоды.

Еще одним значительным преимуществом ProZorro является то, что благодаря ей местные власти получают реальные цены на товары и услуги, что позволяет им находить наилучшее соотношение критериев цены и качества, и следственно - экономить средства местного бюджета. Использование ProZorro также означает косвенную поддержку малого и среднего бизнеса - благодаря этой системе, шанс на победу в тендере есть не только у крупных, именитых подрядчиков или связанных с чиновниками компаний, но и у обычных предприятий. И хотя по правилам ProZorro во всех тендерах могут участвовать компании со всей Украины,зачастую побеждают именно местные компании - за счет своей территориальной близости они могут выполнить поставку или предоставление услуг быстрее и дешевле. Таким образом, можно говорить и о поддержке локального частного предпринимательства, что хорошо отражается на благополучии как отдельной общины, так и всей страны.

Конечно, ProZorro не является идеальным инструментом контроля и использования бюджетных средств. Например, кроме сложных и запутанных или слишком очевидных схем “распила” средств существует и весьма простой способ обхода системы публичных закупок - допороговые закупки. Согласно Закону о закупках, закупка товаров на сумму до 200 000, а услуг - до 1,5 миллиона гривен могут проводиться напрямую, без использования ProZorro по решению местных властей. К сожалению, нередко можно встретить случаи того, как государственными органами и предприятиями совершаются странные закупки в обход ProZorro на сумму в районе 199 000 гривен - на границе между прозрачностью и полной свободой, порой доходящей до произвола.

Существует способ снижения такого порога местными властями, но такое решение пока принято далеко не везде. Так или иначе, коррупция как явление не исчезнет с принятием какого-либо универсального закона, и самым действенным контролирующим органом всегда будет общественность. Контроль за работой чиновников идет на пользу самой общественности, особенно в случае с местными территориальными общинами, имеющими высокий уровень самостоятельности. Наши права, как и наше будущее, лежат только в наших руках, и наши задача - защитить их во что бы то ни стало

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: