Децентрализация и реформа закупок

комментировать

Можно долго спорить о комплексности или политических подоплеках децентрализации.

Однако один факт отрицать явно невозможно: впервые за многие годы местные власти получили достойный бюджет, которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Благодаря децентрализации местные бюджеты увеличились на 44 млрд грн (50%) по сравнению с прошлым годом и в следующем году предполагается их рост еще на 30 млрд грн.

Преимущества такого решения очевидны: деньги, заработанные в этой области не отправляются в паломничество в Киев и назад, но остаются на месте. Во-первых, это существенно снижает коррупционные риски, ведь далеко не всегда количество “возвращенных” денег соответствовало количеству “отправленных”. Во-вторых, имея достойный бюджет в своем распоряжении, местные власти могут реально улучшать жизнь своей громады - проблемы этой общины, как и пути их решения видны намного лучше для тех, кто находится на месте, а не для тех, кто сидит в “высоких кабинетах” Киева.

Но существуют и потенциальные риски: увеличение бюджета увеличивает риск и масштабы потенциальной коррупции на местах. И если раньше местным чиновникам приходилось отчитываться перед органами центральной власти, децентрализация значительно упростила этот процесс и сделала местные власти намного более независимыми. Поэтому, для того, чтобы не допустить провала хорошей реформы и не превратить возможности для развития местных общин в коррупционную кормушку, необходимо использовать средства контроля за такими бюджетами.

Но непосредственный контроль или усиленные проверки не принесли бы должного результата, лишь нивелируя преимущества реформы в виде независимости местных властей, и потенциально могли бы создать еще больше поводов для коррупции уже на уровне чиновник-контроллер. Решение пришло со стороны другой успешной украинской реформы - реформы государственных закупок. Являясь частью государственного аппарата, местные общины попали под обязанность проводить все закупки товаров и услуг через систему государственных публичных закупок ProZorro. И поскольку закупка товаров и услуг является основной статьей расходов для любого бюджета, а нечестно организованный тендер или получение “откатов” является самым действенным способом “распила” бюджетных средств, ProZorro, которая значительно снижает возможность проведения таких тендеров, минимизирует риски коррупции. Кроме того, прозрачность и открытость всех данных о любой сделке в системе ProZorro позволяет контролировать финансовые потоки как государственным органам, так и членам тех самых общин, которые желают убедиться в том, что местные лидеры работают ради общей, а не личной выгоды.

Еще одним значительным преимуществом ProZorro является то, что благодаря ей местные власти получают реальные цены на товары и услуги, что позволяет им находить наилучшее соотношение критериев цены и качества, и следственно - экономить средства местного бюджета. Использование ProZorro также означает косвенную поддержку малого и среднего бизнеса - благодаря этой системе, шанс на победу в тендере есть не только у крупных, именитых подрядчиков или связанных с чиновниками компаний, но и у обычных предприятий. И хотя по правилам ProZorro во всех тендерах могут участвовать компании со всей Украины,зачастую побеждают именно местные компании - за счет своей территориальной близости они могут выполнить поставку или предоставление услуг быстрее и дешевле. Таким образом, можно говорить и о поддержке локального частного предпринимательства, что хорошо отражается на благополучии как отдельной общины, так и всей страны.

Конечно, ProZorro не является идеальным инструментом контроля и использования бюджетных средств. Например, кроме сложных и запутанных или слишком очевидных схем “распила” средств существует и весьма простой способ обхода системы публичных закупок - допороговые закупки. Согласно Закону о закупках, закупка товаров на сумму до 200 000, а услуг - до 1,5 миллиона гривен могут проводиться напрямую, без использования ProZorro по решению местных властей. К сожалению, нередко можно встретить случаи того, как государственными органами и предприятиями совершаются странные закупки в обход ProZorro на сумму в районе 199 000 гривен - на границе между прозрачностью и полной свободой, порой доходящей до произвола.

Существует способ снижения такого порога местными властями, но такое решение пока принято далеко не везде. Так или иначе, коррупция как явление не исчезнет с принятием какого-либо универсального закона, и самым действенным контролирующим органом всегда будет общественность. Контроль за работой чиновников идет на пользу самой общественности, особенно в случае с местными территориальными общинами, имеющими высокий уровень самостоятельности. Наши права, как и наше будущее, лежат только в наших руках, и наши задача - защитить их во что бы то ни стало

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: