Почему важно избавиться от коррупции в морпортах

комментировать

Год назад усилиями отрасли удалось победить проверенную коррупционную модель, которая 15 лет безотказно работала в украинских портах.

Однако сегодняшние  попытки экологов ее реанимировать вынуждают бизнес снова настаивать на  скорейшем решении этой проблемы.

Нехитрая схема предприимчивых сотрудников Госэкоинспекции  проста и состоит в следующем. Последние убеждают капитана судна, что результаты анализа воды изолированного балласта (находится в изолированных танках для устойчивости суден) будут неудовлетворительными, поэтому чтобы выход судна из порта прошел по графику, необходимо заплатить штраф в несколько тысяч долларов. И все это под прикрытием благой идеи заботы о состоянии морской воды в акватории и под видом химанализа воды изолированного балласта.

По оценкам рынка за 15 лет такого «промысла» экологи «заработали» около 400 млн. долларов. Теряли деньги судовладельцы и грузовладельцы – оплачивая простой по вымышленной причине, а это от 25 тыс долларов в день. Теряла репутацию Украина – капитаны торговых суден знают, что уровень коррупции в украинских портах один из самых высоких.

Важно понимать, что, аргументируя необходимость контролировать изолированный балласт суден, Госэкоинспекция в действительности не ставит целью беречь экологическое состояние акваторий порта. Иначе следовало бы начать с другого - выявления мест происхождения стоков, которые бесконтрольно стекают в портовые гавани из городов.

Побороть коррупционную схему экологов год назад удалось при активном участии Американской торговой палаты в Украине (Палата). Публичная позиция Палаты, множество встреч с представителями ответственных органов власти, а также подготовка аналитики экспертами Палаты сделали свое дело. Постановлениями КМУ №491 и 492 экологов Госэкоинспекции лишили юридических оснований проводить проверку воды изолированного балласта, как и происходит во всем цивилизованном мире.

Но, к сожалению, с августа 2016 года в украинских портах снова фиксируются неправомерные действия со стороны экологов в отношении капитанов торговых судов. Инциденты происходили в Одесском, Ильичевском и Южном морпортах. С резкой критикой ситуации в украинских портах выступил Шведский клуб, один из ведущих морских страховщиков, в работу также включились эксперты Палаты, ищет решение и Министерство инфраструктуры. В связи с этим крайне важно, чтобы и Госэкоинспекция вместе с Министерством экологии Украины оперативно подключились к решению проблемы.

По мнению бизнеса, проблему предстоит решить в двух плоскостях – правоохранительной и юридической. Так, право провести экологический контроль судна по причине якобы увиденного загрязнения воды в месте отката изолированного балласта у экологов есть (в соответствии с Постановлением КМУ №198 от 20.03.1995), но процедура такой проверки отсутствует.  Действующее до недавнего времени Положение о порядке проведения экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу утратило силу в связи с тем, что Министерство юстиции отменило его государственную регистрацию. Новый порядок на сегодняшний день не разработан, что означает невозможность проведения экологического контроля суден в пунктах пропуска: нет правил – нет проверок. Таким образом, получается, что любые действия экологической инспекции в отсутствии регламентированной процедуры являются неправомерными.

Это относится и к попыткам экологической инспекции во время проведения экологического контроля судна провести контроль изолированного балласта. А ведь он может быть проведен исключительно в тех случаях,  когда во время сброса изолированного балласта вместе с ним сбрасываются видимые плавающие частицы, либо возникают видимые следы нефти или нефтесодержащих веществ, что привело к фактическому ухудшению качества воды. При этом порядок такой проверки взятия проб воды и проведения их анализа должен быть установлен Кабинетом Министров Украины.

К сожалению, указанный порядок за все это время так и не появился даже в виде проекта. В связи с этим, бизнес призывает Министерство экологии и природных ресурсов Украины и Госэкоинспекцию консолидировать и направить все свои усилия на разработку этого документа, чтобы все проверки и причины для них были законными, а капитаны зарубежных судов больше не сталкивались с указанными проблемами при заходе в украинские порты. Бизнес, представляемый Американской торговой палатой в Украине, в свою очередь, готов предоставить всю необходимую экспертную помощь в процессе разработки. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: