Украинский экспорт зерна и "игольное ушко"

комментировать

Новая "Инструкция о количественно-качественном учете зерна" ограничивает накопление зернового экспорта территорией морских портов и оставляет вне закона остальную инфраструктуру – сухие порты, внепортовые склады.

Это резко уменьшит пропускную способность портов, поставит под угрозу выполнение экспортных контрактов и вызовет цепочку негативных последствий.  

В порту Бердянска сейчас загружаются зерновыми три судна общим тоннажом 15 тыс тонн, на рейде стоят три судна общим тоннажом 31 тыс. тонн, до конца июля зайдет пять судов (тоннажом 35 тыс.тонн). Согласно разработанной Министерством аграрной политики Инструкции, зерно можно будет загружать на суда только с территории внутреннего портового склада. В этом порту внутренние склады в поставках не участвуют - склады не оборудованы техническими средствами ни для приема зерна, ни для его подачи для дальнейшей загрузки на судно. Государственный стивидор предлагает услугу загрузки зерна лопатами. И чтобы к этой лопате подать зерно, нужно дополнительно кого-то нанимать. Но Инструкция обязывает включить в цепочку загрузки зерна не приспособленный для зерна портовый склад и сервис, которого нет. При технических возможностях загружать с внутрипортового склада 2- 2,5 тыс.тонн зерновых в сутки, стоящие в порту суда будут грузиться до конца месяца. Сколько придется ждать остальным, которые стоят на рейде или подходят?

Контракты на поставку зерновых не заключаются сегодня-на-сегодня, это не тот товар, который взял с полки и на выходе рассчитался. Контракты заключаются на полгода вперед и далее. Экспортеры и порты связаны контрактами по октябрь 2017 года включительно. Объемы экспорта рассчитывались, исходя из пропускной способности портов. Теперь она резко снизится. Мощности внутренних портовских складов не позволят все контракты исполнить. Это будет то "игольное ушко", о которое будут разбиваться все сроки. Экспортеры пострадают: помимо невыполнения контрактов,  к ним еще будут применены штрафные санкции. И эту Инструкцию арбитраж не классифицирует как "форс-мажор", потому что она по форме не является законодательным актом.

Опять увеличатся расходы по перевалке, которые в Украине и так не маленькие. Мы видим на рынке, кто почём продаёт. Украинцы не могут позволить себе продавать грузы за такие деньги, как румыны и болгары. А почему? Начинаем считать и упираемся всё-таки в стоимость перевалки. Спасибо частным экспедиторам – за последние три года она снизилась на 40%. Но всё равно, ее надо снизить раза в два, чтобы мы приблизились к тем ставкам, которые в ближайших странах Европы.

Морская перевалка зерна из Юго-Восточной Украины уйдет в порты "Большой Одессы", хотя там тоже не достаточно портовских складов. Для других портов плохая новость – вместе с зерном туда уедут и доходы и все рабочие места.  

Крайними, как всегда, будут производители зерновых. На мировом рынке есть определенная цена, дороже которой ты не продашь. И если в этой цене сидят коррупционные "наценки" и высокие расходы на логистику, это все бьет по доходам производителя. Трейдеры возьмут на себя риски, но работать себе в убыток не будут. Просто будет понижаться закупочная цена на зерно внутри Украины. Соответственно, у производителя будет дефицит средств для посевной, для расчётов с поставщиками удобрений, сельскохозяйственной техники и т.д. Те, кто писал Инструкцию, не задумывались, как это отразится на всей системе.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: